Как пишут о теме благотворительности российские СМИ?
*** Масштабы благотворительной деятельности в России существенно выросли за последние несколько лет, но сама тема по-прежнему неохотно освещается журналистами. Чтобы разобраться в причинах происходящего, Агентство социальной информации (АСИ) и кафедра периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова провели круглый стол "Социальная ответственность бизнеса, благотворительность и российские СМИ". Встреча прошла в рамках всероссийской научно-практической конференции "Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире".
Источник: Агентство социальной информации
По оценке исполнительного секретаря Форума Доноров Натальи Каминарской, сегодня в стране действует около 400 тыс. некоммерческих организаций, в том числе 300 крупных иностранных доноров; 50 российских донорских НКО (частных и корпоративных), работающих на федеральном уровне; 30 региональных фондов местного сообщества. Только вклад 30-ти членов Форума Доноров в некоммерческий сектор в 2004 году составил примерно 160 млн долларов.
Среди проблем, с которыми сталкиваются благотворительные НКО в России, Н.Каминарская отметила неблагоприятный налоговый режим, наличие административных барьеров, нехватки профессиональных кадров и др. Заместитель заведующего кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ Татьяна Фролова представила исторический обзор благотворительности.
Она считает, что в отличие от сегодняшних дней в дореволюционной России нравственный аспект благотворительной деятельности преобладал над прагматическим. Однако забывать о моральном компоненте не стоит. Исполнительный директор Фонда Дмитрия Зимина "Династия" Елена Чернышкова отметила, что по российской традиции "бедность не порок", но "стыдно быть богатым".
Вместе с тем объем вложений бизнес-сообщества в социальную сферу увеличивается. По словам Е.Чернышковой, многие переходят от бессистемной благотворительности к созданию фондов для реализации долгосрочных некоммерческих программ. Так, "Династия" - это фонд, созданный на личные средства Д.Зимина. Участники круглого стола попытались ответить на вопрос: почему, несмотря на развитие масштабов благотворительности, СМИ по-прежнему неохотно пишут об этой теме. Как отметила директор АСИ Елена Тополева, представители прессы зачастую рассматривают информацию о социальном участии компаний как рекламу и не желают публиковать ее на бесплатной основе.
В ответ представители региональных СМИ сослались на то, что компании не умеют создавать информационный повод, поэтому их деятельность не интересна прессе. Некоторые журналисты считают, что сами бизнесмены не слишком охотно говорят о благотворительной деятельности, опасаясь привлечь внимание налоговых органов. Другие признавались, что "имиджевые" статьи они будут размещать в своих изданиях только за деньги.
PR-менеджер благотворительного фонда "Открытое сердце" Татьяна Забавина полагает, что оплаченные материалы о благих делах бизнеса могут вызвать негативный эффект вопреки ожиданиям: читатель заметит "заказную" статью и перестанет доверять таким публикациям.
По словам Е.Чернышковой, СМИ, возможно, не питают пристрастия к теме благотворительности, потому что думают, что писать об этом нужно "в розовом свете". Однако это вовсе не обязательно. Интересная публикация может получиться, если объективно оценить факты, взвесить как хорошие, так и плохие стороны благотворительных программ.
Она полагает, что СМИ будут активно писать о благотворительной деятельности, когда она станет значимым общественным явлением. По мнению Е.Тополевой, прекрасным инструментом информирования общественности является социальная отчетность, которую в 2004 году начали готовить некоторые компании. "Не доводя информацию о своем социальном участие до общества, компании никогда не достигнут его доверия", - подчеркнула директор АСИ
Публикация от 10 февраля, 2005 р.
|