Наша сторінка на Facebook Наша сторінка у Twitter Наш канал Youtube
подписка на новости
Email
подписаться
отписаться

Quicks:Креативное мобыльное приложение для видеомонтажа
Мобильное приложение Slibe для вэб-дизайнеров
Газета Нова Доба - издание о Киеве и столичной области

 

 ПУБЛИКАЦИИ -- Публикации наших партнеров


ГРАЖДАНСКАЯ МИССИЯ В МЕСТАХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ УКРАИНЦЕВ НА СЕВЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

   
    *** «Материалы по программе гражданской миссии «Украинцы в Молдове»
    
    
    Организации-участники:
    Правозащитная организация «Аджута Чивес» (Кишинев)
    "Независимый правозащитный и
    информационно-аналитический центр" (Молдова)
    Ассоциация поддержки гражданских инициатив «КОВЧЕГ» (Украина)
    Буковинская партнерская агенция (Украина)
    Харьковская областная группа медиации (Украина)
    Фундация "Действенность закона" (Украина)
    Общественная организация «Взаимодействие» (Молдова)
    Общественная организация «Ветераны за выживание» (Молдова)
    
    Авторская группа:
    Каминник Игорь, Спорников Олег, Черепухин Алексей
    
    Аналитический отчет подготовлен по руководством директора научно-исследовательского социологического подразделения Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина, президента Благотворительного Фонда «Независимый информационно-аналитический центр», кандидата философских наук, профессора Андрющенко А.И.
    
    Информационное издание приурочено к пресс-конференции, посвященной началу реализации программы гражданской миссии, реализуемой неправительственными организациями-членами международной гражданской инициативы по предупреждению и урегулированию конфликтов.
    СОДЕРЖАНИЕ
    
    Содержание ……………….………………………………….……..3
    
    ПРИГЛАШЕНИЕ НА ПРЕС-КОНФЕРЕНЦИЮ…………………..…..4
    
    ЧТО ТАКОЕ РАБОЧАЯ ГРУППА………………….……..…………….5
    
    ЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНСКАЯ МИССИЯ………………………..…….6
    
    ГРАЖДАНСКАЯ МИССИЯ В МОЛДОВЕ………………..……..…….8
    
    СПИСОК ОРГАНИЗАЦИЙ-ЧЛЕНОВ
    РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ЗАПАДНОГО СНГ………………………..……..11
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Вступление
    Гражданская миссия «Украинцы в Молдове» инициирована общественными организациями Украины и Республики Молдова, являющимися членами международной Рабочей группы по урегулированию и предотвращению конфликтов при УВКБ ООН.
    Рабочая группа (РГ) по урегулированию и предотвращению конфликтов в СНГ под эгидой УВКБ ООН – это неформальная международная организация, в состав которой входят представители почти всех бывших республик СССР. Участники РГ работают по тематическим приоритетам, определяемым в свободном порядке представителями тех НГО, которые входят в сеть.
    После Межрегиональной встречи в рамках Программы глобального партнерства для предотвращения конфликтов в Софии, 23 – 26 июля 2004 года под эгидой ООН организациями-участниками РГ развиваются и претворяются в жизнь идеи, прозвучавшие на данном форуме.
    Примером воплощения идей может служить двусторонняя, украинско-молдавская миссия «Содействие европейской интеграции Республики Молдова и Украины, путем обеспечения европейских стандартов в сфере правовой защищенности национально-культурных меньшинств», поддержанная Ассоциацией поддержки гражданских инициатив «КОВЧЕГ», Буковинским партнерским агентством и Харьковской областной Группой Посредничества.
    Также организациями-участниками РГ разворачивается процесс «Роль Гражданского Общества и НГО в предотвращении вооруженных конфликтов», который направлен в поддержку рекомендаций Генерального Секретаря ООН Кофи Анана (из доклада Кофи Анана от 12.07.01, посвященного вопросам предотвращения вооруженных конфликтов).
    Делегация РГ СНГ представляла страны участницы на Конференции ООН в Нью-Йорке в этом году.
    30 – 31 мая в Киеве прошла межрегиональная встреча организаций – членов Рабочей группы (украинская сеть), на которой остро стал вопрос о необходимости проведения исследования ситуации, сложившейся вокруг украинцев, проживающих на севере Республики Молдова.
    В Северной Буковине (Украина) и на Севере Республики Молдова, на фоне определенных политических манипуляций относительно „Пакта Молотова”, имеются предпосылки напряженности на этническом и межгосударственном уровнях. Евроинтеграционные процессы, как в Молдове, так и в Украине, невозможны без развития правозащитной активности в отношении национально-культурных меньшинств.
    В связи с происходящими процессами обсуждалась организация гражданской миссии на севере Молдовы в местах компактного проживания этнических украинцев. На организации – члены РГ возлагается ответственность за проведение миссии в 2005 – 2006 годах.
    
    Цель миссии – содействие европейской интеграции Республики Молдова, путем обеспечения европейских стандартов в сфере правовой защищенности национально-культурных меньшинств.
    Миссия готовилась исходя из „Второго заключения по Молдове”, принятого 9 декабря 2004 года, в г. Страсбург, Консультативным комитетом рамочной Конвенции по Защите Национальных Меньшинств, а также данными „Базового доклада о положении в области прав человека в Республике Молдова”, подготовленного координационным комитетом по разработке и реализации национального плана действий в обласи прав человека и Программа развития ООН в Молдове проект „Поддержка национального плана действий в области прав человека в Республике Молдова”.
    К реализации миссии привлечены юристы-международники, правозащитники, специалисты по вопросам местного самоуправления, социологи и журналисты.
    Началом осуществления миссии стало проведение научного социологического исследования, направленного на изучение существующей ситуации в области обеспечения прав и свобод национальных меньшинств. По результатам исследования планируется разработка предложений к совершенствованию существующего законодательства и стратегии дальнейших действий, направленных на обеспечение и поддержку прав и свобод национально-культурных меньшинств в Республике Молдова.
    В сентябре 2005 года организации-члены Рабочей группы, участвующие в миссии «Украинцы в Молдове», инициировали создание Международной гражданской инициативы по урегулированию и предупреждению конфликта.
    
    ОПИСАНИЕ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ.
    ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    
    Согласно переписи населения 1989 года Республике Молдова проживает 13,8% украинцев, 13% русских. В 2004 году прошла перепись, полные результаты которой до сих пор не опубликованы. Согласно отрывочным данным этой переписи украинцев осталось 13%.
    Согласно справке департамента статистики и социологии Республики Молдова от 14.06. – 2 № 09-06-71 «О национальном составе органов государственной власти», украинцы в ряде направлений не представлены вообще. Например, в Министерстве юстиции, департаменте информационно-техническом, в Аппарате префектуры Кишинева украинцы совсем не представлены.
    В других подразделениях процент украинцев достигает только 4 – 7%. В департаменте приватизации украинцев – 2,9%. Среди судей только 1,5%, в Министерстве экономики – 4,4%. В Министерстве иностранных дел – из 57 человек только 3 украинца.
    Ни по одному из департаментов и министерств, количество украинцев не достигает 10%, при общей численности, в 13%. Достаточно показательная ситуация с МВД Республики Молдова. Из 1096 человек 8 – гагаузов, при этом следует учесть, что в гагаузской автономии существует свое Управление внутренних дел. Украинцев же в органах МВД Республики Молдова служит всего 75 человек.
    Всего в руководящем составе органов центральной и местной власти 5948 человек, из них 422 украинца.
    В Базовом докладе о положении в области прав человека в Республике Молдова, подготовленном в 2003 году Парламентом Республики Молдова и ПРООН Молдова дана следующая информация:
    На странице 75. «За исключением Приднестровья, Гагаузии и Тараклийского уезда (место компактного проживания болгар), с начала 90-х годов и по нынешний день, представительство национальных меньшинств в структурах государственной власти и управления на центральном и местном уровнях начало снижаться до очень низких показателей. Например: 1) В соответствии с данными, предоставленными Парламенту Генеральной прокуратурой Республики Молдова (сообщение № 6-2D/2002 от 17 июня 2002 года) из 723 следователей и прокуроров: молдаван – 590, представителей других национальностей – 133 (украинцы 47, русские 43, гагаузы 21, болгары – 15 и т.д.).
    Схожая ситуация наблюдается не только вышеназванных министерствах, но и в других органах центральной публичной администрации, что является прямым нарушением права национальных меньшинств ан представительство в структурах власти».
    Следует отметить, что Посольство Украины в Молдове не имеет средств на поддержку украинцев в Республике Молдова. В 2005 году было обещано профинансировать на 25 000 долларов США, но до сих пор средств не поступило. Таким образом украинцы не получают поддержки от Украины.
    В Республике Молдова 53школы с преподаванием украинского языка на 250 000 украинцев и 53 школы с преподаванием гагаузского языка на 80 000 гагаузов.
    Учителей украинского языка готовит только Университет в г. Бельцы – украинской столице Молдовы. Но при этом их готовят и как специалистов по румынскому языку. Естественно, что выпускники лучше пойдут на государственную службу, чем на зарплату сельского учителя в 30 у.е. в месяц.
    Статья 13 п.2 Конституции Республики Молдова гласит, что «Государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка я других языков, используемых на территории страны. Украинский язык такого статуса не имеет, хотя украинцы занимают второе место по численности в Республике Молдова!
    В «Базовом докладе о положении в области прав человека в Республике Молдова» предложены шаги по улучшению положения национальных меньшинств в различных сферах, включающих сохранение их культуры, языка и традиций.
    Однако еще остается множество проблем, наиболее острые из них связаны с ситуацией в Приднестровье и Гагаузии.
    «Второе заключение по Молдове» Консультативного комитета рамочной Конвенции по Защите Национальных Меньшинств отмечает, что: «властям следует уделять больше внимания многокультурному и межкультурному значению образования, равно как и качеству обучения, предоставляемого лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам. Им также следует пытаться расширять обучение на языках различных меньшинств и находить пути более сбалансированного представительства этих языков в средствах массовой информации и органах исполнительной власти. Для обеспечения особых потребностей различных национальных меньшинств следует лоббировать участие представителей национальных меньшинств в процессе принятия решений».
    Именно изучению ситуации вокруг украинцев, компактно проживающих на севере республики Молдова, и посвящена гражданская миссия «Украинцы в Молдове».
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    ОПИСАНИЕ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    Социологический опрос, проведенный в июле 2005 г. позволяет конкретизировать денные, необходимые для оптимизации управления межэтническими отношениями в стране.
    Цель исследования – определение уровня обеспечения прав национально-культурных меньшинств в местах компактного проживания украинцев на севере Молдовы.
    Было опрошено 1600 респондентов, проживающих в Бельцах, Веденецком, Бричанском, Окницком районах, т.е. в местах компактного проживания украинцев.
    В Бельцах проживает 40863 украинца, что составляет 25,5% от общей численности населения, в Бричанском районе – 20150 (22,4%), Окницком – 22891 (33,5%), в столице Молдовы – Кишиневе 98190 человек – (13,7%), т.е. украинская диаспора является достаточно представительной.
    В выборочную совокупность попали 56% мужчин, 44% - женщин. Структура выборки по возрастному составу была следующей: группы в возрасте 26 – 40 лет составили 31%, 41 – 55 лет – 26%, 18 – 25 лет – 23%, свыше 55 лет – 20%, т.е. были представлены все основные возрастные группы.
    Среди опрошенных респондентов, украинцы составили 42%, молдаване – 33%, русские – 25% (национальность указывалась по самоидентификации).
    По роду деятельности в выборочную совокупность вошли 19% рабочих, в одинаковой пропорции были представлены учащиеся, студенты и пенсионеры (по 15% каждая группа), 13% работники культуры, образования, здравоохранения, 10% - госслужащие, 9% - инженерно-технические работники, 8% - сельхозработники.
    Опрос был проведен с помощью специально разработанной анкеты, которая включала в себя 5 блоков:
    • вопросы, касающиеся этнокультурной идентификации;
    • вопросы, касающиеся защиты этнокультурных прав и представительства национальных меньшинств в органах власти;
    • вопросы, касающиеся украинского языка и культуры, а также социально-экономической ситуации;
    • вопросы, касающиеся осознания представителями украинской диаспоры своей роли в формировании благоприятных условий в Республике Молдова;
    • «паспортичка», основные социально-демографические данные респондентов.
    
    АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
    СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
    В условиях экономического спада, который характерен и для Молдовы, в первую очередь ущемляются права этнических меньшинств – экономические, политические, социальные, культурные. В силу этого данные проблемы попали в поле зрения международных организаций. Заключения Консультативного Комитета (2002, 2004) касаются только социокультурных аспектов социальной политики Правительства Молдовы, в то время как причины напряженных межэтнических отношений, их истоки лежат и в экономической сфере.
    Уточнение, конкретизация, совершенствование социальной политики Молдовы относительно национальных меньшинств может быть сделано с учетом общественного мнения представителей диаспор, проживающих на ее территории, в частности, украинской.
    Положение представителей украинской диаспоры в этой сфере практически не изучалось, в то время как этот аспект является одним из главных, учитывая экономический характер, мотивы современной миграции. Об этом свидетельствуют и результаты опроса в рамках гражданской миссии «Украинцы в Молдове.
    Вопросы, касающиеся этнокультурной идентификации:
    Украинцы, проживающие на территории Республики Молдова, идентифицировали себя следующим образом (дается иерархический ряд по убывающей): 31% опрошенных считают себя украинцами по культуре и мировоззрению, у 29% опрошенных произошла ассимиляция с политическими, социокультурными ценностями базовой нации, они считают себя гражданами Республики Молдова, 23% - признают себя этническими украинцами, 17% - европейцами.
    Ответы на вопрос «Кто угрожает Вашей этнокультурной идентификации?» (по смыслу вопроса, скорее «мешает») показывают, что наибольшую опасность в глазах опрошенных представляют националистические организации (27%). Довольно значимыми угрозами, по мнению опрошенных, являются существующее законодательство о национальных меньшинствах (20%) и экономический кризис (14%). Также опрошенные отмечают некоторую угрозу для этнокультурной самоидентификации со стороны массовой культуры (13%), государства (11%) и СМИ (8%). Существующее языковое законодательство волнует только 5,5% опрошенных, а организованная преступность – 1,5%.
    При этом 69% опрошенных считает, что необходимы срочные меры, направленные на спасение социокультурной идентичности, создание условий для развития украинской диаспоры, культуры, языка и т.п.
    
    Вопросы, касающиеся защиты этнокультурных прав и представительства национальных меньшинств в органах власти.
    Наиболее актуальными для представителей украинской диаспоры являются вопросы совершенствования законодательства, экономической сферы и социальной политики государства. Особое внимание необходимо обратить на деятельность националистических организаций. Результаты опроса свидетельствуют об актуальности ст. 15 Рамочной конвенции о создании благоприятных условий для участия представителей национальных меньшинств в различных сферах общественной жизни.
    Из общего числа опрошенных большинство (65%) не ощущают (33%) или ощущают не в полной мере (32%) защиты своих этнокультурных прав, при этом 21% опрошенных ощущают защиту своих этнокультурных прав лишь в какой-то мере, 14% ощущают.
    Подавляющее большинство украинцев – 76% (не зависимо от степени идентификации) считает недостаточным представительство своей диаспоры в органах власти Республики Молдова на государственном уровне, и лишь 15% оценили ситуацию, как положительную. В то же время 59% украинцев считает, что их представительство не достаточно на местном уровне управления.
    Данный факт свидетельствует о необходимости отработки механизмов расширения участия национальных меньшинств в жизнедеятельности страны на всех уровнях от национального до муниципального, местных органов власти.
    Следует согласиться с рекомендацией Консультативного Комитета рамочной Конвенции о более широком участии представителей национальных меньшинств в общественной жизни, в государственных исполнительных структурах, особенно на местном уровне.
    Интересно мнение опрошенных о том, кто может оказать реальную и действенную поддержку украинской общине в Республике Молдова. 59% респондентов считает, что такую помощь может оказать правительство Украины, 17% ориентированы на содействие украинских общественных организаций, 12% - международных общественных организаций и благотворительных фондов. Поддержку со стороны властей Республики Молдова ожидают 7% респондентов, а на свои силы и силы общины надеются 5%.
    Реальную поддержку украинских государственных органов отметили лишь 23% украинцев, проживающих на территории Республики Молдова, 64% ответили отрицательно, 13% затруднились ответить. Аналогичное распределение ответов респондентов касается вопроса поддержки общественных организаций Украины. Однако данная информация не дает возможности сделать какие-либо выводы в связи с отсутствием данных об обращении представителей украинской диаспоры в Республике Молдова к общественным организациям Украины за помощью либо содействием в решении проблем национальной политики.
    Важно учитывать мнение значительной части (77%) опрошенных относительно того, что Украине следует более внимательно относиться к судьбе этнических украинцев, в частности, в Республике Молдова.
    В отношении законодательства Республики Молдова, большая часть опрошенных (65%) считает, что оно не содействует развитию украинской общины.
    
    Вопросы, касающиеся украинского языка и культуры, а также социально-экономической ситуации.
    Очень низко оценивают представители диаспоры состояние украинской культуры и языка в современной Республике Молдова 49% опрошенных считают, что украинская культура и язык находятся в состоянии застоя; 40,5% - что им угрожает гибель, и лишь 10,5% считают, что процесс развития украинского языка и культуры проходит успешно.
    В условиях становления информационного общества, информация является одним из необходимых ресурсов для полноценного функционирования в социальном пространстве. Важным условием развития национальных меньшинств является наличие источников информации на родном языке. 23% опрошенных отметили, что нуждаются в украиноязычных СМИ, у 65% такой потребности нет, 12% - не определились. Крайне затруднительно в такой ситуации делать выводы: то ли большинство владеет языком коренной национальности, что во многом зависит от длительности проживания на данной территории, то ли потребности в информации не сформированы. Однако можно утверждать, что проблема обучения детей на родном языке существует. Образование на родном языке доступно лишь для 23%, 65% отметили, что не имеют такой возможности. Данная ситуация подтверждается и статистическими данными. В 2001 – 2002 учебном году общее количество учащихся в Молдове составило 591654 человека. Из них 81% составляют молдаване, 6,18% - украинцы, 5,28% - русские, 4,83% - гагаузы, 1,78% - болгары. На родном языке из них обучались 96% молдаван, 1% украинцев, 1,6% болгар. Изучают родной язык как предмет 16% украинцев, 90% гагаузов, 59% болгар. Неблагоприятные условия социокультурного развития определенных этнических групп, и, в первую очередь, украинцев, подтверждается и результатами социологического опроса. Уровень удовлетворенности статусом украинского языка в Республике Молдова среди респондентов крайне низкий, подавляющее большинство (72%) не удовлетворены сложившейся ситуацией.
    Отмечается необходимость развития социальной инфраструктуры, сферы обслуживания, где общение происходит на украинском языке. Речь идет о социально-бытовых и прочих условиях проживания – наличии и количестве украинских школ, дошкольных учреждений, больниц, поликлиник в местах компактного проживания, где возможно общение на украинском языке. 63% не удовлетворены именно этими социальными условиями в местах проживания (40% - скорее нет, 23% - нет), лишь 9% полностью удовлетворены.
    На вопрос «Легко ли Вам найти работу?» 65% опрошенных ответили отрицательно и только 35% в какой-то мере утвердительно. При этом различие в зарплате между украинцами и молдаванами отмечает подавляющая часть опрошенных (81%).
    
    Вопросы, касающиеся осознания представителями украинской диаспоры своей роли в формировании благоприятных условий в Республике Молдова.
    Влияние неблагоприятной социокультурной обстановки для национальных меньшинств сказывается на жизненных планах представителей украинской диаспоры в Молдове. Наибольшее число респондентов (33%) желает переехать на ПМЖ в Европу, 28% - в Россию, лишь 25% вернуться на ПМЖ в Украину., 20% планируют остаться в Республике Молдова, 14% хотели бы остаться в Республике Молдова, но выезжать зарубеж на заработки. О невысоком престиже Украины, как месте постоянного жительства свидетельствуют и ответы на вопрос «Какое гражданство Вы бы предпочли?». Наиболее высоко котируются среди опрошенных страны Евросоюза (49%), 24% опрошенных предпочли бы жить в России, 21% в Украине, 6% в Приднестровье.
    Достаточно низкий статус Украины в глазах представителей украинской диаспоры в Республике Молдова требует от украинского правительства поддерживать конструктивные контакты с зарубежными странами, на территории которых проживают украинцы, оказывать посильную помощь своим соотечественникам.
    Необходимость принятия срочных мер по усилению контроля за соблюдением прав национальных меньшинств на территории Республики Молдова объясняется тем, что достаточно большое число опрошенных (53%) отметили о возникновении у них проблем, связанных с украинской национальностью.
    В то же время следует отметить довольно низкий уровень социальной активности представителей украинской диаспоры. Несмотря на низкую удовлетворенность своим социальным статусом, решением актуальных проблем, незначительная часть – только 27% опрошенных готовы участвовать в работе украинских национальных общин, подавляющее большинство – 59% не изъявляют такого желания, 14% - еще не определились. Такая ситуация свидетельствует о пассивной позиции большинства представителей диаспоры, ожидании что кто-то со стороны решит все их проблемы.
    Тем не менее, 31% опрошенных считают необходимым создание украинской автономии в составе Республики Молдова. Автономия как способ решения проблем этнических украинцев и обеспечение их прав может стать серьезным вопросом на предстоящих в 2007 году выборах в Республике Молдова.
    
    
    
    ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
    Следует приветствовать и одобрить внимание международных организаций, в частности, Консультативного комитета рамочной Конвенции по Защите Национальных Меньшинств Совета Европы к проблемам национальных меньшинств в различных странах.
    Следует учесть тот факт, что деятельность общественных организаций может быть очень полезна в расширении и организации контактов между государствами с целью улучшения положения национальных меньшинств, в проведении постоянного социального мониторинга по изучению их потребностей и интересов, механизмов их удовлетворения. Это направление деятельности может быть составляющей социальной политики Евросоюза, Комитета по защите прав и свобод национальных меньшинств, устранению фактов дискриминации.
    Является целесообразным и продуктивным проведение постоянного социального мониторинга по изучению специфики и динамики потребностей этих групп, поиска возможностей, механизмов удовлетворения их потребности и реализации их прав. Документы, принятые Консультативным Комитетом способствуют улучшению положения национальных меньшинств, проживающих на территории Республики Молдова, однако нуждаются в конкретизации, особенно в той части, которая касается механизмов реализации рекомендаций.
    На данный момент весьма затруднительна разработка механизмов и стратегий улучшения ситуации в области обеспечения прав и свобод национально-культурных меньшинств в связи с отсутствием необходимого банка данных.
    Информация, полученная в ходе социального мониторинга, не может дать полного представления о реальном положении национальных меньшинств, в частности, украинской диаспоры, в современной Республике Молдова.
    В ходе аналитической обработки полученных результатов исследования и изучения конкретных аспектов проблемных ситуаций можно составить некоторые рекомендации по улучшению современного положения украинской диаспоры в Республике Молдова.
    Предлагается:
    1. Разработать и внедрить типовую методику социального мониторинга в целях изучения динамики изменений в положении национальных меньшинств в Республике Молдова после внедрения рекомендаций Консультативного Комитета или других международных организаций.
    2. Создать общедоступный банк данных социальной информации о положении различных групп национальных меньшинств в Республике Молдова в целях сравнительного анализа, выявления наиболее острых проблем, фактов дискриминации, рисков.
    3. Рекомендации международных организаций должны учитывать результаты исследования общественного мнения, а не только государственной статистики.
    4. Привлечь к решению наиболее острых проблем национальных меньшинств не только Республику Молдова, но и украинское правительство и общественные организации Украины.
    5. Обеспечить широкую гласность деятельности всех сторон, участвующих в решении проблем национальных меньшинств, используя разнообразные формы информирования – СМИ, телевидение, международные конференции и т.п.
    6. Увеличить финансирование со стороны украинского правительства социально-культурных программ, направленных на поддержку украинцев, проживающих на Севере Республики Молдова.
    
    Перепись 1989 года
    Количество єтнических украинцев проживаючих в Молдове:
    
    В городах: РМ
    1. г. Кишинев - 98 190 чел - 13,7%
    2. г. Бельцы - 40 863 чел - 25,5%
    
    
    Приднестровье
    1. г. Тирасполь - 64 178 чел - 32,2%
    2. г. Рыбница - 27 032 чел - 44,6%
    3. г. Бендеры - 25 125 чел - 18,2 %
    4. г.Дубоссары - 10 712 чел - 30,1%
    
    
    В районах РМ:
    1. Бричанский - 24 261 чел - 28,4%
    2. Окницкий - 22 891 чел - 33,5%
    3. Еденский - 20 150 чел - 22,4%
    5. Глодянский - 15 421 чел - 23,4%
    6. Фалештский - 13 526 чел - 14,4%
    7. Дондюшанский - 11 315 чел - 16,4%
    8. Синжерейский - 10 820 чел - 12,0%
    9. Дрокиевський - 10 449 чел - 13,0%
    10. Флорештский - 10 085 чел - 12,8%
    
    
    Приднестровье
    1. Слободзейский - 24 660 чел - 21,4%
    2. Григориопольский - 9 647 чел - 18,1%
    3. Каменский - 18 474 чел - 27,3%
    4. Рыбницкий - 14 677 чел - 42,7%
    

Публикация от 14 октября, 2005 р.

В какой из 15 стран, которые раньше входили в состав СССР, права человека нарушаются системно?
Азербайджан
Армения
Белорусь
Грузия
Казахстан
Кыргызстан
Латвия
Литва
Молдова
Россия
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Украина
Эстония


При поддержке фонда Евразия При финансовой поддержке фонда "Евразия"