ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОМ ОПРОСЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ УКРАИНЫ, УЧАСТВУЮЩИХ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ «СНИЖЕНИЯ ВРЕДА»
Ассоциация поддержки гражданских инициатив «КОВЧЕГ», Всеукраинская Ассоциация Снижения Вреда, Всеукраинская коалиция ВИЧ-сервисных организаций Украины при поддержке Международного Фонда Возрождение в июле – августе 2005 года провели исследование по проблемам бюджетного финансирования общественных организаций Украины, работающих в области профилактики ВИЧ/СПИД, в частности реализующих программы «Снижение вреда».
Целью исследования стало определение необходимых изменений к Закону Украины «О социальных услугах» с целью упрощения и увеличения бюджетного финансирования программ профилактики ВИЧ/СПИДа и программ Снижения вреда, реализуемых украинских НПО.
Для проведения опроса при участии экспертов неправительственных организаций по межсекторному взаимодействию в сфере ВИЧ/СПИДа был разработан инструментарий – анкета, содержащая ряд вопросов для представителей общественных организаций.
В анкете вопросы сгруппированы в три блока:
1) определение сферы социальных услуг общественных организаций,
2) определение уровня и механизма финансирования социальных услуг оказываемых общественными организациями, в том числе и за счет бюджетных средств;
3) выяснение мнения представителей общественных организаций относительно реализации Закона Украины «О социальных услугах».
Всего в опросе участвовало 50 представителей (как рядовые социальные работники, непосредственно предоставляющие социальные услуги, так и координаторы проектов) 22 общественных организаций, работающих в направлении профилактики ВИЧ/СПИД и программах «Снижения вреда» из разных регионов Украины.
Опрос проводился среди участников семинаров по различным тематикам, связанным с ВИЧ/СПИД, проводимых в г. Киеве и г.Одессе, а также через рассылку анкеты по электронной почте, с использованием базы данных ассоциации «КОВЧЕГ» и портала www.aids.ua .
Как выяснилось, в ходе опроса сфера социальных услуг неправительственных организаций весьма разнообразна как по целевым группам (см. таб.1), так и по типам оказываемых услуг (см. Табл.2):
Таб. 1
Целевые группы
потребители инъекционных наркотиков 38
женщины секс-бизнеса 30
люди, живущие с ВИЧ/СПИД 21
заключенные 5
ВИЧ-позитивные беременные и их дети 3
медработники 4
учащаяся молодежь: школьники и студенты 9
женщины, в том числе пострадавшие от торговли людьми 6
бездомные взрослые 6
дети улицы 5
МСМ 2
Табл.2
Типы услуг по видам
профилактика поддержка реабилитация
Обмен шприцев 38 Группы взаимопомощи 13 Лечение 3
Информационно-образовательная деятельность 35 Социальное сопровождение 9 Предоставление временного проживания 3
Консультирование по вопросам ВИЧ/ИППП 19 Психологическая помощь 11 Обучение 4
Выдача презервативов, дезинфектантов 23 Юридическая помощь (в основном - восстановление документов) 8
Консультирование специалистов – медиков, юристов, психологов 18 Юридическая защита 4
Обследование на ИППП, тестирование на ВИЧ 8 Социальная помощь – одежда, обувь, памперсы, витамины, медикаменты 9
Информационные услуги по первичной профилактике
Как видно из таблицы основными целевыми группами для общественных организаций, работающих в области профилактики ВИЧ/СПИД, являются: потребители инъекционных наркотиков (ПИН), женщины секс-бизнеса (ЖСБ), люди, живущие с ВИЧ/СПИД (ЛЖВС).
Основными типами услуг, оказываемых общественными организациями, являются услуги, касающиеся всех аспектов профилактики ВИЧ: информирование (в том числе с помощью информационно-образовательных материалов), консультирование (по вопросам ВИЧ/СПИД/ИППП, медицинское, юридическое и психологическое), выдача первичных средств профилактики (таких как презервативы, дезинфектанты), обмен шприцев для ПИН, содействие в обследовании на ВИЧ и ИППП.
Некоторые общественные организации не ограничиваются профилактикой, но практикуют оказание комплексной поддержки целевым группам.
Комплексная поддержка, как вид социальных услуг, состоит зачастую из предоставления психологической, юридической и социальной помощи постоянным клиентам общественных организаций, осуществления социального патронажа и организации работы групп взаимопомощи.
Лишь немногие общественные организации способны на данный момент предоставлять своим целевым группам услуги, связанные с лечением, реабилитацией и ресоциализацией.
Большинство респондентов затруднились ответить на вопросы, связанные с финансированием деятельности общественной организации из бюджетных средств. Из услуг, которые финансируются из бюджета были указаны: тестирование на ВИЧ, частичное финансирование информационно-образовательных материалов, некоторые мероприятия по профилактике ВИЧ, а также обмен шприцев. Некоторые респонденты отмечали такой вклад государства, как предоставление помещения и оргтехники для обеспечения деятельности общественных организаций. Выделение средств из бюджета отмечалось, как целевое финансирование в рамках программы, утвержденной городским советом и в рамках программ поддержки НПО. Возникли сложности с определением видов услуг, из тех, которые могут осуществляться общественной организацией и должны финансироваться из бюджета. При этом процент стоимости услуги, который должен покрываться за счет бюджетных средств, респонденты отмечают от 30% до 100%, что говорит о признании важности бюджетного финансирования деятельности общественных организаций.
О существовании Закона Украины «О социальных услугах», слышали лишь две трети представителей общественных организаций. В своей деятельности практически никто не сталкивался с проблемами, вызванными данным Законом. Те респонденты, которые отмечали наличие проблем, связанных с этим законом отмечали, что проблемой является отсутствие на уровне деятельности общественной организации утвержденного механизма предоставления бюджетных средств НПО.
Результаты, полученные в ходе опроса представителей общественных организаций Украины, участвующих в реализации программ «Снижения вреда», позволяют сделать некоторые выводы:
1. Представители общественных организаций не достаточно компетентны в классификации социальных услуг, оказываемых их организациями.
2. Практика бюджетного финансирования деятельности общественных организаций не является распространенной в Украине.
3. Представители общественных организаций не могут четко определить уровень и механизм существующего финансирования предоставляемых услуг за счет бюджетных средств.
4. Представители общественных организаций Украины признают важность и необходимость бюджетного финансирования услуг, предоставляемых общественными организациями.
5. Недостаточная информированность представителей общественных организаций относительно Закона Украины «О социальных услугах» связана с тем, что его наличие никак не отражается на деятельности общественных организаций.
6. Представители общественных организаций не выражают активности в формировании поправок к Закону вследствие не достаточной вовлеченности в процесс бюджетного финансирования.
Анализ документа Закона Украины «О социальных услугах» в связи с проведенным опросом показывает, что Закон Украины «О социальных услугах» не учитывает в достаточной мере особенности деятельности общественных организаций, участвующих в реализации программ профилактики ВИЧ/СПИДа и «Снижения вреда», что выражается в следующем:
1. В документе Закона Украины «О социальных услугах» не содержится определения «целевых социальных групп», что препятствует адресному восприятию Закона представителями общественных организаций.
2. Существующая в Законе классификация социальных услуг не совпадает с классификацией услуг, оказываемых общественными организациями.
3. Документ Закона не связывает понятие «стандарты социальных услуг», оказываемых «целевым социальным группам» с понятием лицензирования социальных услуг.
Исходя из анализа результатов проведенного опроса, а также анализа документа Закона Украины «О социальных услугах», с целью совершенствования механизмов действия Закона,
ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
1. Внести в Закон Украины «О социальных услугах» определения «целевая социальная группа» и «стандарты социальных услуг»
2. Изучить и определить существующие целевые социальные группы и деятельность различных субъектов, предоставляющих социальные услуги, в частности общественных организаций с целью создания стандартизированной классификации видов и типов социальных услуг по каждой целевой группе.
3. Расширить доступ общественных организаций к бюджетному финансированию деятельности, направленной на предоставление социальных услуг путем выравнивания условий получения финансирования между НПО и государственными социальными учреждениями.
4. Привлечь экспертов НПО к разработке стандартов социальных услуг по каждой целевой социальной группе.
Публикация от 8 ноября, 2005 р.
|