Наша сторінка на Facebook Наша сторінка у Twitter Наш канал Youtube
подписка на новости
Email
подписаться
отписаться


Ресурсный центр ГУРТ
ГО Палата граждан города Киева
Журнал - Гражданское общество в Украине
Коалиция ГО Поколение демократических преобразований
Парламентский клуб НПО
Украинский Хельсинский союз по правам человека
Портал Общественное пространство

 

 НОВОСТИ


Права человека в международных отношениях и новой концепции внешней политики Украины

26 октября, 2015 р.

    Понятие индивидуальных прав известно в межгосударственных отношениях с древнейших времен. Вопрос прав человека актуален и для новой Украины. Ее народ вышел на Майдан против государственной уголовной автократии, которая цинично пренебрегала его правами, а теперь противостоит агрессии тоталитарного путинского режима, стремящегося подвергнуть коррозии цивилизованные принципы и идеалы и деморализовать демократические правительства и международное сообщество. Некоторые выводы Сегодня общечеловеческие, или, как их еще часто называют, универсальные, ценности являются базовыми элементами стратегий и концепций национальной безопасности и внешней политики ряда стран демократического мира, среди которых США, Канада, Швеция, Нидерланды, Австрия и многие др. В частности, одно из самых благорасположенных к Украине государств — Канада определяет права человека как основную составляющую часть внешней политики, поскольку ее граждане ожидают от своей страны именно такого лидерства; канадцы признают, что их интересы могут быть реализованы лучше всего именно в рамках стабильной правовой международной системы; Устав ООН и международное право накладывают соответствующие взаимные обязательства по защите прав человека на всех членов мирового сообщества. Общепризнанно, что страны, где права человека уважают, являются не только экономически развитыми, но и придерживаются определенных общих правил международного поведения. О возможных нарушениях в этой сфере немедленно, благодаря свободе средств массовой информации (которые могут быть эффективными только в рамках открытого правового демократического общества), становится известно, а широкая огласка и общественное порицание способствуют соответствующей коррекции курса. И наоборот, авторитарные режимы, где ограничение прав является системной политикой и практикой, а гражданские свободы считаются главной угрозой "внутреннему порядку и безопасности", ведут агрессивную внешнюю политику на фоне внутренней деградации. Кроме этого, если мы признаем, что все люди равны и имеют одинаковые права (а именно так определено в упомянутой выше Декларации ООН), то, уважая региональные, культурные и религиозные особенности, мы должны подчеркивать их (права человека) безусловно универсальный характер и отбрасывать, как безосновательный бред, утверждение о существовании евразийских, латиноамериканских, православных, исламских и других возможных их версий. Можно провести и другую параллель — государства, которые пользуются преимуществами международного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, что, как известно, осуществляется согласно четким универсальным и общепризнанным правилам, должны неуклонно придерживаться и уважать взятые на себя обязательства в сфере прав человека. Именно такой должны быть логика и содержание Целей развития тысячелетия (Millennium Goals), чем уже так долго занимается ООН. И именно такой подход позволил бы снять основные препятствия в борьбе с голодом, бедностью, неравностью, за обеспечение общего образования, гендерного равенства, за сокращение детской смертности, преодоление опасных заболеваний и даже сохранение окружающей среды. Без безоговорочного соблюдения прав человека не бывает демократии, а без демократии не бывает устойчивого развития. А иначе (особенно когда речь идет о многочисленных серьезных нарушениях) международное сообщество должно, не колеблясь, прибегать к соответствующим репрессалиям, а именно — временно или окончательно прекращать участие таких стран в многостороннем финансово-экономическом сотрудничестве. Мало того — такие страны должны быть лишены доступа к современным технологиям и научным разработкам, которые руководство этих стран часто использует для создания наступательного оружия. Одновременно следует ввести жесткий общий запрет на поставки странам с антидемократическими режимами каких бы то ни было военных товаров, технологий, техники и вооружений. Есть основания считать, что указанные меры, а также создание открытого международного "черного списка стран, пренебрегающих своими обязательствами в сфере прав человека", резко уменьшат количество сторонников и адвокатов разного рода авторитарных режимов, которые, пользуясь временными кризисными тенденциями в либерально-демократическом мире, пытаются не только укрепить собственные структуры контроля над всеми сторонами жизнедеятельности населения, но и насильно навязать их другим сообществам. В условиях отсутствия (даже планов по созданию) глобальной структуры с полномочиями и возможностями международной имплементации прав человека такой "черный список" мог бы стать для государств определенным моральным индикатором и своеобразным руководством к действию в этой сфере. Ведь, помня кровавые уроки ХХ в., цивилизованное человечество должно было бы наконец осознать, что равнодушие и терпимость к агрессивному варварству, какие бы идеологические прикрытия оно ни использовало, в конце концов оборачивается огромными жертвами для него самого. Предложения для Украины Проблемы защиты прав человека Министерство иностранных дел затрагивает преимущественно в отчетах о консульской работе в рубрике "Обеспечение прав и законных интересов всех граждан Украины за рубежом". Положительным сдвигом в переоценке значения темы прав человека для практической деятельности отечественного внешнеполитического ведомства является то, что МИД Украины с 2014 г. начало не только возмущаться притеснениями прав украинцев в России, но также изучать и критиковать ситуацию, связанную с ограничением прав человека в РФ в целом. Вместе с тем такой подход к выбору объекта исследования делает внешнюю политику Украины уязвимой для критики и упреков в ее адрес относительно избирательности и двойных стандартов: как, например, замечая нарушение прав человека в РФ или на временно оккупированной территории в Крыму, Украина "не видит" существования смертной казни и политических узников в Беларуси или тотального игнорирования прав на свободу совести и высказываний, гонений на оппозицию, например, в Азербайджане или Казахстане? Названные страны являются не просто традиционными партнерами Украины, но и стратегическими партнерами, что обязывает к высокой динамике политического диалога и сходству в восприятии основных проблем международной политики, перспектив развития и видения будущего. Как Украина умудряется одновременно иметь стратегические отношения со странами, которые являются образцами соблюдения прав человека, и теми, кто лишь прикрывается этими лозунгами, как красивой политической ширмой? В этом контексте кажется целесообразным, чтобы дипломатические представительства Украины в обязательном порядке включали в свои отчеты о работе отдельный раздел о ситуации с правами человека в стране пребывания и странах ответственности. Такие отчеты должны быть структурированы по критериям соблюдения политических и социальных прав; обеспечения свободы средств массовой информации и свободного доступу к ним, условиям деятельности неправительственных организаций, возможности реализации прав на мирные собрания, свободные выборы и справедливый суд; отсутствия или наличия дискриминации по каким-либо признакам и т.п. Излишне объяснять, что эта часть работы внешнеполитического ведомства должна иметь публичную составляющую. Это также обяжет украинских дипломатов устанавливать и поддерживать контакты не только с официальными факторами, но и представителями оппозиционных кругов либерально-демократического спектра, группами или сообществами, которые испытывают различного рода притеснения, неправительственными организациями. Такое направление работы должно быть определено как приоритетное и, соответственно, обеспечено надлежащими организационными и кадровыми ресурсами, а также финансированием. На основании этих отчетов МИД Украины могло бы на постоянной основе готовить соответствующие открытые ежегодные обзоры (обязательно — и о ситуации с правами человека в оккупированном Крыму и нарушении прав граждан в зоне конфликта на Востоке Украины) и, в случае необходимости, продуктивно использовать эту информацию как в двустороннем, так и многостороннем форматах. Соответствующая деятельность должна базироваться на концепции защиты прав человека в более широком контексте — содействии демократическим выборам, свободном волеизъявлении, реформах, развитии гражданского общества, недопущении дискриминации. Необходимость применения этого принципа продиктована не только общетеоретическими соображениями о значении и роли соблюдения прав человека для обеспечения устойчивого развития, но и определенными моральными мотивами. Страна Революции достоинства должна сделать идеалы этой революции своей "мягкой силой". Это достойный способ сохранить и почтить память жертв революции. Одной из причин для практического применения данного подхода является то, что авторитарные режимы, откровенно пренебрегающие основными правами и свободами, принципами верховенства права, несут главную угрозу как гражданам Украины, так и национальной безопасности своему и другим государствам. В этом нас ежедневно убеждает пример соседней России. Украина должна научиться называть вещи своими именами и перестать прятаться за вроде бы "удобными" дипломатическими формулировками ради утаивания узкокорпоративной выгоды. Можно сказать и откровеннее: европейское государство, основу внутренней и внешней политики которого представляет примитивный культ получения выгоды уровня "купи-продай", что часто пытаются выдать за т.н. прагматизм или экономизацию, в XXI в. вызывает в международной среде только удивление и неуважение. Такое государство никогда не найдет ни верных союзников, ни настоящих друзей. И этот урок, который нам еще надлежит хорошо усвоить, уже стоил нам слишком дорого. Также мы должны исходить из того, что Россия в начале 2000-х отказалась от общих с Европой ценностей и начала строить свой собственный цивилизационной проект изоляционного характера, что наряду с евразийским авторитарным поясом означает: Украина оказалась на межцивилизационной границе. А это, соответственно, порождает как дополнительные возможности для идеологической экспансии в регионе, так и дополнительные вызовы, в том числе в сфере безопасности. В связи с этим отдельного внимания заслуживает ситуация с правами человека в странах СНГ. Очевидно, новая Украина, продолжая развивать с ними торгово-экономические отношения, не имеет права игнорировать ситуацию с правами человека в этих государствах. В частности, из имеющейся информации известно, что, например, в Азербайджане существуют проблемы с политически мотивированными уголовными делами против общественных активистов, свободным волеизъявлением, деятельностью ряда неправительственных организаций, наказанием представителей власти, виновных в различного рода преследованиях упомянутых активистов, а также со злоупотреблениями и даже истязанием (угрозами истязания) их в тюрьмах. Руководство Беларуси обвиняют в манипуляциях избирательным процессом, отсутствии свободы слова и цензуре средств массовой информации, арестах тех, кто критикует власть, и участников политических демонстраций протестных акций, неудовлетворительных условиях содержания и истязании арестованных, отсутствии независимой судебной власти, злоупотреблениях силовых структур, препятствовании деятельности неправительственных организаций, отсутствии результатов в будто бы расследованиях дел оппозиционеров, исчезнувших в начале 2000-х, и т.п. Серьезные проблемы с правами человека есть и в других странах упомянутого объединения, не говоря уже о России, где в этой сфере в последние годы происходит стремительный регресс, и возникают "новые" чудовищные явления, в частности рабство. С учетом этого, уровень и характер политического сотрудничества руководства Украины (которое получило доступ к власти лишь благодаря Революции достоинства) с такими странами должен определяться уровнем защиты прав человека. Именно уровень защиты прав человека должен быть главным критерием целесообразности или нецелесообразности объявления такой страны стратегическим партнером Украины. Примером примитивно-упрощенного подхода, присущего деятельности официального Киева в течение многих лет после обретения независимости, может быть военно-техническое сотрудничество Украины с иностранными государствами. Ведь мы, под разными предлогами, довольно часто были склонны не учитывать позицию наших западных партнеров при осуществлении ВТС с т.н. проблемными странами. Почему же тогда мы сегодня, когда нам крайне необходимо летальное оружие, просим его у США, Британии, других западных стран, а не, например, у стран Африки или Ближнего Востока (куда потоком шло и продолжает идти украинское вооружение)? Конечно, торговля оружием не является априори аморальной. Аморально поставлять вооружение и соответствующие материалы, когда есть веские основания считать, что они могут быть использованы странами-получателями для поддержки терроризма, создания оружия массового поражения и средств его доставки, подавления народных протестов или для агрессии против соседних государств. Очевидно, вопрос определения главных критериев экспорта Украиной вооружения, в частности с точки зрения соблюдения страной-получателем прав человека, будет нуждаться в отдельном исследовании с экспертными выводами и открытой дискуссией. Ведь, как мы убедились, кулуарность и закрытость в этой сфере несут опасность финансовых злоупотреблений, подрывают обороноспособность и, наконец, имидж государства. Следует также усилить взаимодействие Украины с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ), что будет содействовать как существенному улучшению ситуации в этой сфере внутри страны, так и формированию положительного имиджа нашего государства в мире. Нуждается в завершении процесс ратификации Римского устава и полного привлечения Украины к деятельности Международного уголовного суда. Такой подход к вопросу прав человека в международной плоскости создаст предпосылки для широкого взаимодействия (возможно, коалиционного характера) с другими демократическими странами и влиятельными международными организациями именно на основе общих ценностей. А это в свою очередь будет содействовать укреплению позиций и авторитета Украины на международной арене. Отстаивая независимость Украины и ее территориальную целостность в тяжелой борьбе против путинского режима, нам надлежит открыто стать на защиту прав человека там, где их ограничивают, и где власть своими манипуляциями, хитрой игрой на чувствах национального превосходства, ксенофобии, нетерпимости и умышленно культивированной ненависти к либеральным ценностям стремится уничтожить любое инакомыслие. Мы должны, не колеблясь, проявлять солидарность и становиться на сторону тех, чьи права нарушаются, — диссидентов, оппозиционеров, активистов, независимых средств массовой информации, правозащитных организаций, национальных, религиозных и других меньшинств. И в этих вопросах не может быть компромиссов. Украина обязана громко заявить, что человечество в ХХІ в. не может чувствовать себя комфортно и прогрессировать, если, несмотря на общепризнанные права, значительные сегменты или прослойки общества продолжают дискриминироваться, особенно с участием или под патронатом государства. Так, как об этом в свое время заявляли участники многочисленных кампаний за гражданские права. Только такая позиция позволит нам свободно разговаривать с демократическим миром на "одном языке", без все еще ощутимого "евразийского акцента". И тезис о том, что в войне с Россией Украина не только защищает собственную независимость, но также защищает свободу и общечеловеческие ценности, будет звучать аргументировано и весомо. Таким образом, права человека и их надлежащая защита должны стать неотъемлемой составляющей внешней политики новой Украины. То есть эта политика должна быть построена на фундаментально иных началах. Именно такой запрос и сформулировало украинское общество во время Революции достоинств.
    Источник:gazeta.zn.ua


В какой из 15 стран, которые раньше входили в состав СССР, права человека нарушаются системно?
Азербайджан
Армения
Белорусь
Грузия
Казахстан
Кыргызстан
Латвия
Литва
Молдова
Россия
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Украина
Эстония


При поддержке фонда Евразия При финансовой поддержке фонда "Евразия"

 Self-organization of population Institute