Наша сторінка на Facebook Наша сторінка у Twitter Наш канал Youtube
подписка на новости
Email
подписаться
отписаться


Ресурсный центр ГУРТ
ГО Палата граждан города Киева
Журнал - Гражданское общество в Украине
Коалиция ГО Поколение демократических преобразований
Парламентский клуб НПО
Украинский Хельсинский союз по правам человека
Портал Общественное пространство

 

 НОВОСТИ


Экспертная сеть Крымской платформы О задачах подгруппы по восстановлению прав коренных народов

17 августа, 2021 р.

    23 августа в Киеве (КВЦ "Парковый") состоится саммит "Крымской платформы", над которой целый год работала власть и гражданское общество Украины.Ее вдохновители верят, что она будет способствовать деоккупации Крымского полуострова. На это также надеются и украинские правозащитники, настаивая, что именно оккупация Крыма – главный источник местных нарушений прав человека.
    "Крымская платформа" охватит уровни глав государств, парламента, Кабмина и экспертов. Украина надеется на широкую международную координацию и активность в пяти приоритетных сферах: политика непризнания, безопасность, эффективность санкций, защита прав человека, преодоление негативного влияния временной оккупации на экономику и окружающую среду.
    
    Во время саммита в Киеве также откроют Офис "Крымской платформы", который будет постоянно работать, и будут действовать семь групп Экспертной сети "Крымской платформы". Одна из них – группа по восстановлению прав коренных народов в Украине, которыми закон признает крымских татар, караимов и крымчаков. В МИД Украины уверяют, что эта тема будет приоритетной во время саммита "Крымской платформы". Рассказываем о планах и направлениях работы этой группы.
    
    Эксперты констатируют, что Россия продолжает свою системную политику в Крыму по уничтожению украинской гражданской идентичности и идентичности автохтонных этнических сообществ для их ассимиляции. Она делает это самыми разнообразными способами, в частности:
    
    • путем ликвидации общественных и политических организаций, которые существовали до оккупации полуострова;
    
    • незаконного вытеснения граждан Украины из Крыма;
    
    • политического преследования крымских татар и украинцев;
    
    • уничтожения украиноязычного и украинского образования на полуострове, игнорируя решение Международного суда ООН 2017 года о возобновлении доступа к украиноязычному образованию;
    
    • преследования тех религиозных конфессий, которые частично могут удовлетворить религиозные, культурные и языковые потребности этнических украинцев на полуострове, в частности Православной церкви Украины и греко-католиков;
    
    • постоянного морально-психологического давления, создания пропагандой РФ образа врага из украинцев, систематической дискредитации крымских татар и Меджлиса;
    
    • колонизации Крымского полуострова гражданами РФ;
    
    • милитаризации образования.
    
    По словам главы Центра гражданского просвещения "Альменда" Валентины Потаповой, начиная с 2014 года на полуострове приняли три концепции, которые в своих преамбулах провозглашали, что эти документы направлены на формирование российской идентичности путем воспитания уважения к русскому народу, к Вооруженным силам РФ и других мероприятий. На полуострове учебные заведения приняли локальные нормативные акты – учебные планы школ и детских садов.
    
    "Когда анализируешь их, то понимаешь, что вся воспитательная работа, которая проходит в Крыму, направлена на милитаризацию детей. Россия осуществляет этот комплекс мер в отношении украинских детей в Крыму, начиная с воспитанников детских садов, чтобы сформировать универсальных солдат, или, иначе говоря, "пушечное мясо" для будущих войн. Я боюсь, что будет новое поколение, которое не будет видеть разницы между войной и миром, не будет понимать, что хорошо, а что плохо ", – говорит крымская правозащитница.
    
    Россия отвергает обвинения в расовой дискриминации и заявляет, что имеет право пропагандировать службу в Вооруженных силах РФ. Так, к примеру, в своем последнем меморандуме по делу "Украина против Российской Федерации", которую Международный суд ООН начал рассматривать в 2017 году, Россия назвала обвинения Украины "инсинуациями о якобы дискриминации украинцев и крымских татар в Крыму".
    
    Председатель правления Крымскотатарского ресурсного центра Эскендер Бариев убежден, что отсутствие адекватной реакции со стороны Украины и международного сообщества может привести к ухудшению ситуации с соблюдением прав коренных народов, к их ассимиляции и в конце концов исчезновению.
    
    Он напоминает, что всего в Украине осталось 300 крымчаков, примерно 1200 караимов и 300 тыс. крымских татар, из них ориентировочно 30 тыс. проживают на материковой части Украины.
    
    Поэтому в рамках Экспертной сети "Крымской платформы" будет действовать группа по восстановлению прав коренных народов. Ее участники говорят, что группа будет рассматривать вопрос восстановления прав коренных народов как инструмент деоккупации Крымского полуострова. Группа будет способствовать восстановлению прав коренных народов Украины, в частности права на самоопределение, территорию и ресурсы, сохранению и развитию политических, экономических и социокультурных систем и институтов, наработке механизмов и средств предупреждения нарушения прав человека и привлечения к ответственности.
    
    Направления работы и задачи группы - амбициозны. Она будет, в частности:
    
    • мониторить и анализировать события в Крыму;
    
    • документировать нарушения прав коренных народов Украины в Крыму
    
    • добиваться посещения международными мониторинговыми миссиями Крыма;
    
    • присоединится к разработке нормативно-правовых актов для имплементации закона "О коренных народах Украины";
    
    • совершенствовать законодательство с тем, чтобы закрепить статус за Автономной Республикой Крым национальной территориальной автономии;
    
    • принимать участие в формировании политики по вопросам реализации прав коренных народов Украины;
    
    • способствовать межкультурному диалогу и взаимопониманию между этническими группами, живущими в Украине;
    
    • популяризировать культурное наследие коренных народов Украины;
    
    • поддерживать тематику Крыму в международном интеллектуальном и культурном пространстве, связь с украинским средой Крыма;
    
    • поддерживать мероприятия, направленные на привлечение к ответственности лиц и институтов государства-агрессора за оккупацию Крыма и нарушение прав человека, в частности коренных народов в Крыму;
    
    • формировать политику реинтеграции населения АРК в украинское и международное пространство через международные программы сотрудничества;
    
    • решать проблемные вызовы вследствие оккупации Крыма, нарушения прав человека, международного гуманитарного права;
    
    В эту подгруппу вошли члены Меджлиса крымскотатарского народа, общественные организации коренных народов, профильные эксперты, эксперты по нематериальному культурному наследию, политологи, историки, журналисты, культурологи, искусствоведы и юристы.
    
    Сейчас группа сотрудничает, в частности, со Всемирным конгрессом крымских татар, экспертными механизмами ООН по правам коренных народов, постоянным форумом ООН по вопросам коренных народов, специальными процедурами Совета Европы и ЮНЕСКО.
    
    Экспертная сеть "Крымской платформы" до сих пор открыта для членства как независимых экспертов, так и общественных и международных организаций. В группе отмечают важность присоединения к "Крымской платформе" представителей караимов и крымчаков. Чтобы вступить в сеть, необходимо разделять ценности сети "Крымской платформы".
    
    На фото:
    
    Планы и направления работы группы во время учредительного форума Экспертной сети Крымской платформы 6 августа представили глава управления по развитию крымскотатарских национальных СМИ Меджлиса Гаяна Юксель и председатель правления Крымскотатарского ресурсного центра Эскендер Бариев
    
    
    Николай МИРНЫЙ, журналист издания ZMINA для газеты "День"


В какой из 15 стран, которые раньше входили в состав СССР, права человека нарушаются системно?
Азербайджан
Армения
Белорусь
Грузия
Казахстан
Кыргызстан
Латвия
Литва
Молдова
Россия
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Украина
Эстония


При поддержке фонда Евразия При финансовой поддержке фонда "Евразия"

 Self-organization of population Institute