Наша сторінка на Facebook Наша сторінка у Twitter Наш канал Youtube
подписка на новости
Email
подписаться
отписаться

Quicks:Креативное мобыльное приложение для видеомонтажа
Мобильное приложение Slibe для вэб-дизайнеров
Газета Нова Доба - издание о Киеве и столичной области

 

 ПУБЛИКАЦИИ -- Пора бы и нам задуматься


Социальное партнерство — как лесное братство

   
    *** В последнее время в бизнес-среде все чаще обсуждаются вопросы социальной ответственности бизнеса, серьезные деловые структуры регулярно занимаются социальными проектами, финансируют благотворительные программы. Но что стоит за этими инициативами, каковы реальные мотивы предпринимателей?
    
    Компания, занимающая активную социальную позицию, всегда взаимодействует с представителями местной власти, и не только по вопросам, связанным с ее основной деятельностью. Налаженные доверительные отношения с главами администраций прямого влияния на конкурентоспособность бизнеса не оказывают.
    
    Зато помогают, по меньшей мере, повысить эффективность использования человеческих и других ресурсов, необходимых предприятию для того, чтобы успешно функционировать. При этом власть зачастую не просто поощряет предпринимателей за такого рода сотрудничество, а, скорее, даже пытается принудить к нему.
    
    В приватной беседе один из чиновников, пожелавший остаться неназванным, пояснил позицию государства так: «Предприниматели всегда стараются либо занизить, либо не платить налоги, так пусть на сэкономленные средства строят больницы, школы, дома...». Прагматичные предприниматели, впрочем, готовы к вложению средств, не ожидая отдачи от объекта инвестиций, а рассчитывая на поддержку государства в решении каких-то проблем, связанных с ведением бизнеса.
    
    Среди крупных компаний стало модно заключать с региональными властями соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Так, соглашения по принципу «ты мне, я тебе» заключены у большинства нефтегазовых компаний России во многих регионах страны. Однако не всегда они работают.
    
    Например, в апреле 2004 года соглашение о стратегическом сотрудничестве в экономической и социальной сферах между Санкт-Петербургом и нефтяной компанией «Лукойл» подписали губернатор города Валентина Матвиенко и президент компании Вагит Алекперов.
    
    «Лукойл» пообещал Петербургу в несколько раз увеличить отчисления по уплате акцизов от продажи нефтепродуктов; нефтяная компания также готова ежегодно выделять около $1 млн. на реализацию социальных программ в городе. Взамен городская администрация обещала предоставить компании удобные участки земли под строительство автозаправочных станций. Однако это соглашение пока не работает.
    
    Из общего ряда подобных соглашений выделяется документ, подписанный в сентябре 2004 года генеральным директором лесопромышленной корпорации «Илим Палп» Сергеем Костылевым и губернатором Архангельской области Николаем Киселевым. В нем сформулированы критерии социальной ответственности бизнеса и рамки социального партнерства, а также обязательства власти, направленные на развитие экономики и улучшение социальной ситуации в регионе.
    
    «Подписание такого соглашения — чрезвычайно важный шаг, поскольку власть впервые попыталась сформулировать четкие критерии социальной ответственности бизнеса», — говорит Сергей Костылев. Губернатор Николай Киселев со своей стороны также отметил важность совместно выработанного документа.
    
    «Чтобы планировать развитие региона, социальной сферы, власть должна четко представлять, как будет развиваться бизнес, в каком объеме будут осуществляться налоговые поступления, из которых складывается бюджет», — подчеркнул он.
    
    Главная особенность этого соглашения в том, что бюджет социального сотрудничества «Илим Палпа» с Архангельской областью с 2005 года будет верстаться на конкурсной основе. В конце каждого года представители региональной администрации, муниципалитетов, общественных организаций будут представлять на рассмотрение специалистов корпорации свои социальные программы и проекты.
    
    Такой подход мотивирует региональные и местные власти четко формулировать и защищать свои предложения. Корпорация выбирает проекты на основе приоритетов, которые вырабатываются в рамках постоянно действующего совещания Глав Юга Архангельской области.
    
    Соглашение предполагает также активную позицию региональных властей — по тем вопросам социального развития городов и районов, в которых заинтересована лесопромышленная корпорация. Так, в частности, ожидается, что область примет на баланс медсанчасть в Коряжме, строительство которой завершает «Илим Палп».
    
    Совместное завершение этого строительства поможет решить социальные вопросы не только Коряжмы, но и прилегающих районов. В дальнейшем корпорация планирует заключать аналогичные соглашения с администрациями других регионов, где расположены предприятия холдинга.
    
    Второй крупнейший игрок в российской целлюлозно-бумажной промышленности — ОАО «Архангельский ЦБК», чьи производственные мощности расположены в городе Новодвинске (Архангельская область), — принимает участие в решение проблем города и региона за счет увеличения налоговых поступлений в местные бюджеты.
    
    «В этом мы видим главную задачу партнерских взаимоотношений между АЦБК и регионом», — объясняет позицию руководства директор по связям с общественностью АЦБК Милена Авада.
    
    Исторически сложилось, что лесопромышленники всегда были одними из наиболее социально ответственных предпринимателей в России. «Лесная промышленность взвалила на себя решение многих социальных проблем, — считает заместитель председателя Законодательного собрания Ленинградской области Андрей Нелидов. — Особенно в нашем регионе, где едва ли не половина населения живет за счет леса и его переработки.
    
    Примечательный факт: корпоративные газеты лесопромышленных компаний в ряде мест опережают по тиражам и подписке все федеральные и местные издания. Компании ЛПК содержат школы, детские сады, больницы, участвуют в развитии жилищно-коммунального хозяйства — без серьезных вложений в «социалку» наступил бы неизбежный крах отрасли. Думается, что и государство должно не только требовать социальной ответственности бизнеса, но внимательно и реально оценивать выполняемую и сейчас предприятиями ЛПК социальную роль».
    
    Основные производственные активы крупнейших в стране лесных холдингов — это, как правило, градообразующие целлюлозно-бумажные комбинаты и лесопромышленные комплексы (ЦБК, ЛПК), разбросанные по всей стране. Все социально-значимые активы этих предприятий можно разделить на две основные части. Во-первых, это сооружения, обеспечивающие, прежде всего, жизнедеятельность самого комбината.
    
    Например, большую часть тепла (80-90%), производимого котельными, потребляют ЦБК, а остальные 10-20% идут населению. Руководство предприятия, как бы ему этого ни хотелось, не могло отказаться от эксплуатации инженерных сооружений. В этом случае социальная ответственность менеджеров, по сути, заключается в квалифицированном управлении предприятием. Ведь от его деятельности зависит жизнь людей в населенном пункте. За счет ЦБК у них в домах тепло, горит свет.
    
    Яркий пример того, к чему может привести плохое управление, — ЗАО «Каменногорская фабрика офсетных бумаг» (КФОБ), расположенная в городе Каменногорск Выборгского района Ленинградской области. В ходе приватизации акции предприятия достались трудовому коллективу.
    
    Он не справился с управлением, и предприятие обанкротилось. Жители города остались без горячей воды и тепла, поскольку местная котельная принадлежала фабрике. В 1998 году КФОБ вошла в состав ЗАО «Северо-Западная лесопромышленная компания» (СЗЛК). Новый хозяин погасил долги по заработной плате работникам, и сейчас предприятие нормально функционирует.
    
    Аналогичная история случилась с ООО «Неманский ЦБК». В 2000 году он вошел в состав СЗЛК. До этого комбинат почти два года стоял. В Немане царила безработица, не было тепла, случались частые перебои с электроснабжением. Беды начались после того, как владелец комбината — англичанин иранского происхождения — бросил компанию и скрылся. После покупки комбината «Северо-Западной лесопромышленной компанией» финансовое состояние предприятия и города пошло на поправку.
    
    Лесопромышленники уже с трудом вспоминают, как тяжело им приходилось восстанавливать разрушенную инфраструктуру. Сейчас они увлечены ее обновлением: прокладывают новые трубы, строят новые очистные сооружения, котельные. Зачастую уже сейчас жизнь в небольших «лесных» городках намного привлекательней, чем в крупных мегаполисах, где перебои с электричеством и водоснабжением — явление отнюдь не редкое.
    
    Вторая часть социально значимых активов ЦБК — объекты инфраструктуры: больницы, школы, детские сады, предприятия общественного питания, дома культуры. Сейчас, наконец-то, у руководителей комбинатов появилась возможность безболезненно для жителей регионов часть таких объектов передать на баланс городской администрации, а другую часть — вывести за баланс, преобразовав из структурного подразделения в самостоятельный хозяйствующий субъект — дочернее предприятие.
    
    «Прежде всего, в свободное плавание отправляются предприятия, способные заинтересовать своими услугами местные бизнес сообщества и жителей городов», — поясняет менеджер проекта региональных социальных программ корпорации «Илим Палп» Денис Кудрявцев. — Постепенный переход непрофильных активов на самоокупаемость существенно снизит социальные расходы комбината. В 2005 году в городе Братске, где расположен наш целлюлозно-картонный комбинат, мы выведем за баланс предприятия два санатория-профилактория — «Айболит» и «Солнечный».
    
    Одним из первых от социально значимых активов «избавился» АЦБК. Для управления ими комбинат создал ОАО «Быт». Основной вид деятельности «Быта» — содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Среди них: спорткомбинат, санаторий-профилакторий, гостиница, плавательный бассейн, дворец культуры, поликлиника.
    
    Помимо этого «Быт» занимается общественным питанием, розничной торговлей, оказывает бытовые услуги населению, в состав компании входит турфирма «Солей». Это позволяет «Быту» частично (до 55%) компенсировать расходы на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
    
    Экономический рост решил одни социальные проблемы и обострил другие. В борьбе за место под солнцем на внутреннем и внешнем рынках лесопромышленники принялись активно модернизировать производственные мощности. Объективно, внедрение новых технологий и более производительного оборудования ведет к сокращению рабочих мест. Как тут не вспомнить луддитов, громивших станки, которыми заменяли ручной труд в период промышленного роста Англии в конце XVIII начала XIX веков.
    
    Урок истории российскими менеджерами пройден не зря. «Хотим мы этого или нет, но мы должны заботиться об обеспечении жителей работой. И обновляя производство, мы стараемся оставлять людей на работе, пусть и за меньшие деньги. В Немане, например, мы создали дочернюю структуру — «Неманбуммонтаж». Эта компания оказывает услуги не только Неманскому ЦБК, но и сторонним организациям», — рассказывает директор департамента по связям с общественностью СЗЛК Юрий Мурашко.
    
    То есть, одновременно с реконструкцией производства менеджеры занимаются реструктуризацией бизнеса: непрофильные подразделения предприятий выводятся в самостоятельные бизнес-единицы. Это позволяет существенно снизить затраты.
    В «Илим Палп» пошли еще дальше. Здесь уже сейчас озабочены будущим сокращаемых сотрудников, и корпорация активно участвует в создании для них новых рабочих мест. Места при этом будут организованы либо в собственных дочерних структурах, либо на предприятиях малого бизнеса при содействии «Илим Палп».
    
    Последнее — собственное ноу-хау корпорации. «По предложению руководства Котласского ЦБК мы готовим для совместного рассмотрения ряд бизнес-проектов создания малых предприятий. Наиболее ресурсоемкие из них требуют финансовой помощи комбината. Но есть и такие, для реализации которых достаточно административного содействия: на первых порах помочь с помещением, оргтехникой, информационным обеспечением», — говорит председатель Ассоциации малого и среднего бизнеса города Коряжмы, в котором расположен комбинат, Иван Охрименко.
    
    «Мы уверены, что просто увольнять людей и таким образом минимизировать издержки — нельзя. Поэтому подходим к высвобождению персонала как к инвестиционному проекту: профинансировать разработку программы аутплейсмента и в течение года или двух лет решить вопросы занятости.
    
    Подобные социальные инвестиции подразумевает значительные интеллектуальные усилия и финансовые вложения, но такая позиция обеспечивает социальную стабильность в регионе: компания получает поддержку власти и местного сообщества, сохраняются налоговые поступления для муниципалитетов и доходы населения», — говорит Денис Кудрявцев. Так, корпорация финансирует совместный проект с городской администрацией и фондом «Евразия» по развитию социальной инфраструктуры в Коряжме.
    
    Социальные инвестиции — это не только добровольная помощь государству, но и укрепление институтов гражданского общества. Сегодня компании стали подходить к социальному развитию более фундаментально и цивилизованно. Ведь и раньше они успешно занимались поддержанием и развитием «социалки». Однако сейчас, когда этому уделяется столь пристальное внимание, усилия бизнеса находят отражение и в общественном мнении.
    
    Об этом говорят и результаты социологических исследований. Эксперты Института социологии Российской Академии Наук ежегодно опрашивают население и менеджеров компаний, изучая текущее состояние дел в российской экономике и общественные настроения.
    
    Сопоставляя результаты исследований, проведенных Институтом в 2003 году, с результатами 2004 года видно, что уровень доверия населения к бизнесу растет. В прошедшем году доля тех, кто считает, что бизнес действует в интересах страны, выросла с 9% (в 2003 г.) до 27,5%. На положительную динамику отрицательно не повлияли даже недавние скандалы вокруг нескольких российских компаний.
    
    Таким образом, внимание к социальной ответственности бизнеса оказалось на руку всем — и власти, которая увидела, что бизнес реально и серьезно занимается развитием социальной сферы; и бизнесу, который более системно подошел к социальным инвестициям; и обществу, которое осознало, что бизнес заинтересован в развитии не только своего производства, но и всего региона, в котором этот бизнес успешно функционирует.
    
    Константин Пущин.Источник: „Ртньи.ру“
    

Публикация от 3 февраля, 2005 р.

В какой из 15 стран, которые раньше входили в состав СССР, права человека нарушаются системно?
Азербайджан
Армения
Белорусь
Грузия
Казахстан
Кыргызстан
Латвия
Литва
Молдова
Россия
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Украина
Эстония


При поддержке фонда Евразия При финансовой поддержке фонда "Евразия"