Наша сторінка на Facebook Наша сторінка у Twitter Наш канал Youtube
подписка на новости
Email
подписаться
отписаться

Quicks:Креативное мобыльное приложение для видеомонтажа
Мобильное приложение Slibe для вэб-дизайнеров
Газета Нова Доба - издание о Киеве и столичной области

 

 ПУБЛИКАЦИИ -- Правозащитные публикации наших коллег


НАСКОЛЬКО ПОЛИТИКИ СТРЕМЯТСЯ ОПРАВДАТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОЖИДАНИЯ СВОИХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?

   
    *** Сравнение экологической компоненты предвыборных программ с
    требованиями харьковчан
    
    Каждый из нас стремится сделать свою жизнь, жизнь своих близких и
    родных, комфортнее. Мы хотим жить в уютном доме, уютном городе,
    уютной стране. А такой уют зависит не только от зарплаты и
    социальных гарантий (хотя они и являются главными его
    составляющими), но и от качества жилья, в котором мы живем, от
    качества продуктов, которые мы потребляем, от качества воздуха,
    которым мы дышим, - и еще множества подобных "мелочей". И от
    своего политического избранника мы ожидаем, что он поможет сделать
    нашу жизнь лучше.
    
    Если экономическая обстановка в стране и социальные гарантии
    населения определяются Верховной Радой, то вопросы комфортности
    нашего существования в большей степени определяются местными
    органами власти. А насколько нынешние кандидаты "во власть" готовы
    и способны решать эти проблемы? Насколько их интересуют реальные
    экологические проблемы избирателей? Прояснению этих вопросов и
    посвящен данный анализ.
    
    Экологическая группа "Печенеги" оценила приоритетность
    экологических проблем, волнующих харьковчан. Этот анализ сделан на
    основании обращений и заявлений жителей города в нашу организацию,
    органы исполнительной власти и средства массовой информации. В
    порядке убывания обращений эти проблемы ранжируются следующим
    образом:
    
    - качество воздуха,
    
    - качество питьевой воды,
    
    - проблемы нового строительства,
    
    - вырубка зеленых насаждений,
    
    - соблюдение санитарно-гигиенических норм эксплуатации жилья,
    
    - утилизация бытовых отходов,
    
    - качество воды в водоемах,
    
    - состояние городских очистных сооружений,
    
    - состояние зеленых зон города,
    
    - экологическая безопасность пищевых продуктов,
    
    - радиационные и иные загрязнения окружающей среды
    
    НАСКОЛЬКО ЖЕ НАМЕРЕНИЯ ПОЛИТИКОВ СООТВЕТСТВУЮТ ОЖИДАНИЯМ
    ИЗБИРАТЕЛЕЙ?
    
    Проанализировать предвыборные программы всех участников данных
    выборов - 122 партий, зарегистрированных в Харькове, невозможно,
    из-за отсутствия в открытых источниках правильной контактной
    информации или самих программ. Например, в данных выборах
    участвует ряд политических объединений, декларирующих защиту
    окружающей нас среды: Политическая партия "Партия экологического
    спасения "ЭКО+25%", Зеленая экологическая партия Украины "Радуга",
    Всеукраинская Чернобыльская народная партия "За благосостояние и
    социальную защиту народа", Зеленая партия Украины, Украинская
    партия "Зеленая планета", Народная Экологическая партия и
    Политическая партия "Партия Здоровья", Партия зеленых Украины и
    Социально-экологическая партия "Союз. Чернобыль. Украина". Однако
    по приведенным выше причинам мы никак не можем оценить программные
    установки данных объединений (за исключением последних двух партий
    - оценку экологической компоненты в их программах см. ниже).
    
    Данный анализ был подготовлен на основании предвыборных программ
    33 наиболее активных субъектов политического избирательного
    процесса. ИЗ НИХ У 8 ПАРТИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПОНЕНТА ПРОГРАММЫ
    ВООБЩЕ ОТСУТСТВУЕТ, среди них - Блок "Патриоты Украины",
    Всеукраинская партия "Новая сила", "Партия защитников Отчизны",
    "Партия патриотичных сил Украины", "Партия политики Путина". У 18
    она приведена в виде НЕКОНКРЕТНЫХ ФОРМУЛИРОВОК.
    
    Например, Социалистическая партия Украины обещает, что "Охрана
    окружающей среды, чистая вода и воздух будут государственными
    приоритетами". Ни одна политическая сила не станет утверждать, что
    будет вести политику уничтожения окружающей среды. Иными словами,
    о приоритетности данных проблем могла заявить любая политическая
    сила. Если же Соцпартия обещает предпринять какие-либо особые шаги
    в данном направлении - какие именно? Что партия подразумевает под
    "охраной окружающей среды"? Как партия собирается совместить
    приоритетность чистого воздуха с также обещаемой ею
    приоритетностью поддержки угольной промышленности, поставляющей
    топливо, при сжигании которого атмосфера загрязняется едва ли в
    наибольшей степени? Приоритетной будет чистота питьевой воды или
    всей воды - в том числе и в открытых водоемах? Подобных вопросов
    появляется множество, т. к. ЗА ДАННОЙ ДЕКЛАРАЦИЕЙ НЕ
    ПРОСМАТРИВАЮТСЯ И НЕ МОГУТ ПРОСМАТРИВАТЬСЯ НИКАКИЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ
    МЕРЫ ПО РЕШЕНИЮ ДАННЫХ ПРОБЛЕМ.
    
    Либеральная партия Украины: "Необходимо создание эффективных
    административно-правовых и экономических механизмов рационального
    природопользования и охраны окружающей среды, адекватного
    финансирования природоохранной деятельности на государственном и
    региональных уровнях". КАК МОЖНО УЗНАТЬ, ЧТО МЕХАНИЗМЫ,
    ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ЛПУ, НА САМОМ ДЕЛЕ ЭФФЕКТИВНЫ, А УРОВНИ
    ФИНАНСИРОВАНИЯ - АДЕКВАТНЫ? И, кстати, что ЛПУ понимает под
    "адекватным финансированием" природоохранной деятельности?
    
    Народный Рух Украины "За единство": "Создание среды развития в
    границах каждой территориальной общины, равнодоступной для всех ее
    жителей: проект "Экополис" предусматривает создание гармоничной
    среды для жизни в границах территориальных общин и их ассоциаций;
    "Город здоровья" - снижение заболеваемости и повышение уровня
    здоровья жителей". Вполне возможно, что эти два проекта - весьма
    достойные программы, но как это можно проверить? Почему программа
    ссылается на некие "третьи" документы, в которых и
    расшифровывается ее суть? НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО ИЗБИРАТЕЛЬ ДОЛЖЕН
    СДЕЛАТЬ СВОЙ ВЫБОР?
    
    Ряд партий в своих программах приводят положения,
    свидетельствующие о том, что их АВТОРЫ НЕ ДО КОНЦА ПРЕДСТАВЛЯЛИ,
    ЧТО ИМЕННО ОНИ ХОТЕЛИ СКАЗАТЬ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ФРАЗОЙ. Так, Партия
    Зеленых Украины выступает "против накопления радиоактивных
    отходов" (а куда должно деваться отработанное ядерное топливо с
    украинских АЭС?). Партия Пенсионеров Украины считает, что
    "необходимо принять государственную программу защиты окружающей
    среды", а Крестьянская Партия Украины считает необходимыми
    "разработку и реализацию комплексной государственной программы
    научно-экологической оценки всех земель, водохранилищ и рек, лесов
    и гор с целью выявления причин загрязнения. Разработку на этой
    основе конкретной программы защиты и восстановления природных
    ресурсов Украины" (ПОДОБНЫЕ ПРОГРАММЫ НЕОДНОКРАТНО ПРИНИМАЛИСЬ И В
    СССР, И В НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЕ - ЧЕМ ОНИ НЕ УСТРАИВАЮТ УКАЗАННЫЕ
    ПАРТИИ? Что нового эти партии собираются предложить?).
    
    Гражданский Блок "Пора-ПРП" считает, что "должен быть принят
    закон, гарантирующий гражданам свободный доступ к любой
    информации, касающейся загрязнения окружающей среды и состояния
    здоровье населения" (КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ ГАРАНТИРУЕТ ЭТОТ ДОСТУП
    УЖЕ БЕЗ МАЛОГО 10 ЛЕТ). Славянская партия выступает за "запрет на
    деятельность, наносящую экономический или экологический ущерб
    другим гражданам" (вероятно, авторы этой программы считают, что
    сейчас подобная деятельность разрешена). Социально-экологическая
    партия "Союз. Чернобыль. Украина" выступает за "создание
    механизмов обязательного выполнения экологического
    законодательства Украины и жесткую систему ответственности за его
    нарушение" (вероятно, авторы программы считают, что сейчас
    выполнение норм экологического законодательства не обязательно).
    
    Партия Третья Сила собирается "добиваться, чтобы человек снова
    повернулся лицом к природе; рационализировать экологическую
    политику государства и оздоровительную активность человека,
    развивать ресурсосберегающие природо- и человекосберегающие
    технологии" (интересно, как Третья Сила будет реализовывать свои
    планы, придя к власти?).
    
    Таким образом, ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ УЧАСТНИКОВ НЫНЕШНИХ ВЫБОРОВ ЛИБО
    ВООБЩЕ ИГНОРИРУЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ, ЛИБО ВКЛЮЧАЕТ ЕЕ В
    СФЕРУ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ ФОРМАЛЬНО - НА УРОВНЕ ОБЩИХ ДЕКЛАРАЦИЙ.
    
    Но ряд партий предлагает и конкретные меры по улучшению окружающей
    нас среды. Так, Блок Натальи Витренко "Народная оппозиция" обещает
    специальные программы "для преодоления экологического бедствия в
    Луганской, Запорожской и Николаевской областях" и "развития отдыха
    и туризма в Крыму и Закарпатье". Блок собирается обеспечить
    недопустимость продажи земли и природных ресурсов (в этом случае
    непонятно, что будут делать, например, наши лесники - за счет чего
    они будут существовать, если нельзя будет продавать один из
    природных ресурсов - лес? И, аналогично, как придется поступать с
    добываемым в Украине газом, песком и т. п.?).
    
    Избирательный блок "Держава - Трудовой Союз" собирается внедрить
    "обязательную экологическую экспертизу управленческих решений и
    проектов, постепенный переход к общему платному
    природопользованию". Этот блок на общем фоне выглядит оригинально
    именно непопулистским пунктом в программе о "переходе к общему
    платному природопользованию": общее природопользование - это отдых
    на природе, сбор для собственных нужд ягод и грибов и т. п. Сейчас
    оно бесплатное, "Держава - Трудовой Союз" собирается изменить
    ситуацию.
    
    Партия Зеленых Украины считает национальным приоритетом "защиту
    поверхностных и подземных вод от загрязнения". Зеленые выступают
    "за создание эффективной индустрии глубокой переработки отходов и
    вторичного использования сырьевых материалов", полный запрет
    экспорта леса, создание реестра перспективных объектов
    природно-заповедного фонда, не подлежащих приватизации. За
    применение энерго- и ресурсосберегающих технологий выступают
    Партия Зеленых Украины, Партия Социальной Защиты и Украинская
    Национальная Ассамблея.
    
    Партия Пенсионеров Украины "выступает за развитие международного
    сотрудничества при решении международных экологических проблем:
    уменьшение загрязнения Черного и Азовского морей; экологическое
    оздоровление бассейнов Дуная и Днепра, восстановление лесных
    массивов в Карпатах и других регионах". С ней перекликается
    Всеукраинская партия духовности и патриотизма, считающая
    необходимой разработку "научно обоснованной политики использования
    и восстановления ресурсов Черного и Азовского морей, внутренних
    водохранилищ, больших, средних и малых рек".
    
    Гражданский Блок "Пора-ПРП" считает необходимым "внедрение в
    Украине стандартов ЕС в области окружающей среды и здоровья".
    Социально-экологическая партия "Союз. Чернобыль. Украина."
    выступает за "разработку экологической модели Украины "Современное
    состояние и перспективы" на основании детального отчета об
    изменениях качества воздуха, почв, здоровья разных групп населения
    за последние 20 - 25 лет" и "создание сети региональных центров
    экологической реабилитации".
    
    Избирательный блок политических партий "За Союз" считает
    необходимым "существенно увеличить бюджетное финансирование
    природоохранных программ и программ предотвращения техногенных
    катастроф". Блок Лазаренко собирается "направить 10 процентов от
    приватизации на оздоровление окружающей среды". Народный Блок
    Литвина выступает за "внедрение карт экологической обстановки с
    определением нормативов бюджетных расходов на ее оздоровление в
    разрезе регионов".
    
    Ряд политических объединений видят решение экологических проблем в
    изменении схем налогообложения. Так, Партия Возрождения выступает
    за "налоговое поощрение экологической научно-технической
    политики", "экологическая научно-техническая политика должна
    обеспечить переход к энергосберегающих и ресурсосберегающим
    производствам" (следует отметить, что после украино-российского
    газового кризиса практически все политические силы в той или иной
    форме выступают за энергосбережение). Партия Зеленых Украины - за
    "целевое использование платежей за природные ресурсы на нужды
    охраны окружающей среды, за использование экологических штрафов и
    платежей за загрязнение на нужды здравоохранения", "за увеличение
    налогов на ресурсы и уменьшение социальных налогов".
    
    Гражданский Блок "Пора-ПРП", Украинская Национальная Ассамблея и
    Партия Пенсионеров Украины считают необходимым облагать бульшими
    налогами продукцию, производство которой в бульшей степени
    загрязняет окружающую среду.
    
    Блок Натальи Витренко "Народная оппозиция", Всеукраинская партия
    духовности и патриотизма, Народный Блок Литвина, Украинский
    Народный Блок Костенко и Плюща и Социально-экологическая партия
    "Союз. Чернобыль. Украина." выступают против захоронения в Украине
    радиоактивных отходов из других стран. Партия Пенсионеров Украины
    выступает за усиление социальной защиты граждан, пострадавших
    из-за Чернобыльской катастрофы. "Союз. Чернобыль. Украина." - "за
    разработку и утверждение комплексной программы экологической
    реабилитации зон, пострадавших от Чернобыльской катастрофы",
    "взятие под постоянный общественный контроль строительство объекта
    "Укрытие" четвертого энергоблока ЧАЭС".
    
    Следует отметить, что у многих партий даже конкретные меры грешат
    расплывчатостью, опираясь на общие формулировки: "внедрить",
    "актуализовать", "разработать". Не вдаваясь в действенность каждой
    из предложенных мер, следует отметить два момента. ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ
    ПРЕДЛАГАЕМЫЕ МЕРЫ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ. ХОТЯ НАША ГЛАВНАЯ БЕДА - НЕ В
    ПЛОХИХ ЗАКОНАХ, А В ИХ ТОТАЛЬНОМ НАРУШЕНИИ. В этом отношении из
    общего ряда вырывается Украинская Национальная Ассамблея,
    заявившая, что "сможет решить экологические проблемы потому, что
    сможет принудить чиновников, директоров и предпринимателей
    выполнять все свои распоряжения, в том числе и в области
    экологии". Нам неизвестно, обладает ли УНА способностью принудить
    управленцев и хозяйственников выполнять свои распоряжения, нам
    также неизвестны и какие формы принуждения имелись ввиду. Мы хотим
    лишь акцентировать внимание на то, что это политическое
    объединение - едва ли не единственное, заявившее о своем
    стремлении не только к законотворчеству, но и К КОНТРОЛЮ ЗА
    СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДАННОЙ ОБЛАСТИ.
    
    ВСЕ ПРИВЕДЕННЫЕ МЕРЫ НАПРАВЛЕНЫ НА РЕШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
    ИЛИ ПРОБЛЕМ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ. ЛОКАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ,
    ВОЛНУЮЩИЕ РЯДОВОГО ОБЫВАТЕЛЯ, ПОДОБНЫМ ОБРАЗОМ НЕ МОГУТ БЫТЬ
    РЕШЕНЫ (хотя решение ряда национальных проблем и будет
    способствовать их решению, например, оздоровление бассейна Днепра
    - улучшению качества питьевой воды в Харькове). НЕ ПРИВЕДЕНЫ В
    ПРОГРАММАХ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЕМ СВОЕГО ПРАВА НА ЧИСТУЮ
    ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Единственное исключение - планы Политической
    партии "Трудовая Украина" восстановить "различные формы
    общественного контроля за социальной политикой и принятием
    важнейших решений на государственных предприятиях, предприятиях
    коммунальной собственности и монополиях. Формой организации такого
    контроля мы считаем создания надзорных общественных советов.
    Содержанием работы надзорных общественных советов может стать
    влияние на социальные процессы на местном уровне - от организации
    помощи социально незащищенным прослойкам населения, контроля за
    деятельностью органов власти (в том числе выполнением местных
    бюджетов), борьбы с коррупцией и злоупотреблениями отдельных
    чиновников, помощи органам власти в воплощении инициатив, которые
    оказывают содействие улучшению ситуации в населенном пункте".
    
    Анализ предвыборных программ не может обойти программы фаворитов
    выборов, нескольких из них мы еще не упоминали. Экологическая
    компонента Блока "Наша Украина" фактически заключается в
    декларации установить "жесткий контроль за благополучием
    окружающей среды, институтом питьевой воды, воздуха. Так как
    чистая экология - это составляющая здоровой нации". В
    действительности же "ЭКОЛОГИЯ" - ЭТО НЕ "СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВОЙ
    НАЦИИ", А НАУКА О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ОРГАНИЗМОВ МЕЖДУ СОБОЙ И С
    ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ, ПОЭТОМУ ОНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИ ЧИСТОЙ, НИ
    ГРЯЗНОЙ. И интересно было бы узнать, где находится "институт
    питьевой воды", за которым блок собирается установить жесткий
    контроль.
    
    В ПРОГРАММАХ ПАРТИИ РЕГИОНОВ, БЛОКА ЮЛИИ ТИМОШЕНКО И
    ОППОЗИЦИОННОГО БЛОКА "НЕ ТАК!" ВООБЩЕ ОТСУТСТВУЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
    КОМПОНЕНТА. Коммунистическая партия Украины планирует "повести
    беспощадную борьбу против передачи в частную собственность
    курортных и заповедных территорий".
    
    ФАКТИЧЕСКИ, "ТЯЖЕЛОВЕСЫ" НЫНЕШНЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАМПАНИИ ПРОДОЛЖАЮТ
    ЖИТЬ В РЕВОЛЮЦИОННОМ ИЗМЕРЕНИИ: ОДНИ СТРЕМЯТСЯ ПРОДОЛЖИТЬ
    РЕВОЛЮЦИЮ, ДРУГИЕ - ПРЕКРАТИТЬ ЕЕ. БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ ОТНИМАЕТ
    СТОЛЬКО СИЛ, ЧТО НА "ЧАСТНОСТИ" ВРОДЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИХ
    УЖЕ ПРОСТО НЕ ХВАТАЕТ.
    
    Предвыборные программы должны быть основными документами в
    избирательной гонке. Ведь именно они предоставляют необходимую
    информацию, на основании которой избиратель делает свой выбор в
    пользу того или иного кандидата. Однако НА ОСНОВАНИИ ПРОГРАММ
    НАШИХ ПАРТИЙ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР СДЕЛАТЬ НЕВОЗМОЖНО: ЭТО
    ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ, ЧАСТО ПРОСТО ПУТАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ. Если же учесть,
    что у многих партий программы не опубликованы, а некоторые из
    программ, размещенных в Интернете, судя по опечаткам, являются
    просто сканированным, распознанным и плохо вычитанным текстом, -
    сознательный выбор избирателей не нужен и самим партиям. НАМ, К
    СОЖАЛЕНИЮ, В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ПРЕДЛАГАЮТ ВЫБИРАТЬ НЕ УМОМ, А СЕРДЦЕМ:
    ПО ИМИДЖУ ЛИДЕРОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ, ПО ИХ ОБЕЩАНИЯМ В СМИ, НА
    ОСНОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ, - БЕЗ ОЦЕНКИ РЕАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ И
    ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАНДИДАТОВ.
    
    Определенную надежду вселяет то, что эти выборы - не последние, а
    долгожителями в политике остаются те, кто не только обещает, но и
    выполняет свои обещания. Поэтому мы надеемся, что за время,
    оставшееся до выборов, политики обратят внимание на пожелания
    избирателей, скорректировав свои программы, а те, кто победит -
    уже в апреле докажут реальность своих намерений.
    
    СДЕЛАЕМ ХАРЬКОВ УЮТНЫМ!
    
    С. Шапаренко, А. Ведмидский, А. Русанова
    ЭкГ "Печенеги"
    
    ============================================================
    
    Ця публікація створена завдяки підтримці, яку надано на підставі
    угоди про співпрацю між Інститутом сталих спільнот (Монпельє, штат
    Вермонт, США) та Агентством США з міжнародного розвитку. Виражені
    в ній думки належать авторам і не обов'язково відображають погляди
    Інституту сталих спільнот (Монпельє, штат Вермонт, США) та АМП.
    Крім того, згадки про торгівельні марки чи комерційні товари не
    означають їх схвалення чи рекомендації до вжитку.
    

Публикация от 13 февраля, 2006 р.

В какой из 15 стран, которые раньше входили в состав СССР, права человека нарушаются системно?
Азербайджан
Армения
Белорусь
Грузия
Казахстан
Кыргызстан
Латвия
Литва
Молдова
Россия
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Украина
Эстония


При поддержке фонда Евразия При финансовой поддержке фонда "Евразия"