Правозащитники представили отчет по результатам мониторинга имплементации Национальной стратегии в области прав человека
СОБЫТИЯ
5 сентября состоялась презентация результатов проведенного мониторинга, обсуждение достижений и проблемных вопросов, возникающих в процессе имплементации Национальной стратегии прав человека, утвержденной Указом Президента от 25 августа 2015 года № 501/2015.
Отчет является результатом совместной работы Гражданской платформы мониторинга имплементации Национальной стратегии в области прав человека. Документ подготовлен по материалам Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов, Консультативного миссии Европейского Союза и Украинского Хельсинского союза по правам человека.
В отчете рассмотрены такие темы, как введение института конституционной жалобы; обеспечение качественной и доступной юридической помощи; ратификация Европейской конвенции о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений; отдельные аспекты обеспечения эффективного расследования преступлений, связанных с пытками; расследование преступлений в зоне проведения антитеррористической операции.
До 30 июня 2017 года должны были быть выполнены 402 мероприятия, но по итогам выполнено лишь 88. Частично выполнено 41 мероприятие, не выполнено 102. В состоянии выполнения находится 171 мероприятие.
Как констатировал руководитель Секретариата Уполномоченного ВР по правам человека Богдан Крикливенко, уровень исполнения неутешительный, Нацстратегия превращается декларацию о намерениях, поэтому ее выполнение надо вывести на новый уровень путем объединения усилий между правозащитной средой и государственными органами.
Этапы реализации Нацстратегии запланированы до 2020 года - они определены Планом действий. Согласно Плану, Минюст должен был разработать законопроект, обеспечивающий право юр- и физлиц на беспрепятственную подачу конституционных жалоб. Как известно, Парламент принял как Закон проект № 6427-д. Закон № 2136-VІІІ «О Конституционном Суде Украины» вступил в силу 3 августа 2017 года и ним вводится институт конституционной жалобы. О том, что этот институт собирались внедрить еще при создании Конституционного Суда Украины напомнил Александр Евсеев, научный консультант судьи Конституционного Суда Украины. Тогда анализировалась деятельность судов в других странах, в частности, в ФРГ - где внедрена полная конституционная жалоба, то есть, любой акт может быть проверен на соответствие основному закону, в том числе и превентивно - если есть вероятность, что ним могут быть нарушены конституционные права в будущем. Сейчас в Украине вводится так называемая частичная конституционная жалоба - обжаловать закон можно только после всей судебной вертикали в течение трех месяцев с постановления окончательного судебного решения.
По словам А. Евсеева в КСУ подана 161 жалоба. И вчерашний день был первым днем, когда именно судьи-докладчики сами принялись за анализ конституционных жалоб. И если ранее решение принималось коллегиально 10 судьями (при кворуме 12), то сейчас суд разделен на несколько коллегий и 2 сената по 9 судей. То есть, решение принимается не 18 судьями (сейчас их 13), а сенатом. Главная опасность по мнению А. Евсеева, кроется в том, что признать жалобу не достойной рассмотрения имеет право коллегия (если она не соответствует требованиям, которые проглядел секретариат). Это порождает гипотетическую возможность «захоронения» жалоб. Оправдаются ли эти опасения, мы скоро увидим - институт заработает осенью. Уже известно, что секретариат признал полностью соответствующими требованиям около 8 % жалоб; в 8 % не указано конечное решение суда; только 63 жалобы касаются конституционности законов, при этом есть жалоба о признании неконституционным определения Высшего хозяйственного суда Украины; подано 14 однотипных жалоб от ликвидаторов аварии на ЧАЭС, которые скорее всего будут объединены. Первые конституционные жалобы посвящены двум проблемам: защите социальных прав и обеспечению доступа к правосудию.
Продолжил тему доступа к правосудию Алексей Бонюк, и.о. директора Координационного центра по предоставлению правовой помощи.
Качественную и доступную юридическую помощь обеспечивают 431 бюро, в которых предоставляют и первичную и вторичную правовую помощь. Еще 96 местных центра предоставляют вторичную правовую помощь. А. Бонюк отметил, что ранее такой системы обеспечения прав человека не существовало. С 1 января 2017 года в центры бесплатной правовой помощи обратились 220 тыс. граждан. Более 194 тыс. получили бесплатную первичную правовую помощь, более чем в 27 тыс. случаев принято решение о предоставлении бесплатной вторичной правовой помощи. Поскольку система БПП начинала функционировать для обеспечения защиты в уголовных делах, то стандарты качества пока есть только для этой категории. Но совместно с Национальной ассоциацией адвокатов Украины ведется работа над стандартами для административных и гражданских дел.
Также расширен круг лиц, имеющих право на БПП, например, к ним отнесены не только переселенцы и участники АТО, но и лица, которые на этот статус претендуют. Следующий этап развития системы БПП - это просветительство граждан и общин. Запланировано создание ресурсно-коммуникационных платформ, цель которых - научить граждан защищаться самим. Пилотными городами должны стать Днепр, Львов, Харьков и Киев.
Следующая тема, представленная в отчете - ратификация Европейской конвенции о возмещении ущерба жертвам насильственных преступлений. Как пояснил советник по правовой реформе Консультативного миссии Европейского Союза Вадим Човган, государства должны внедрить системы возмещения потерпевшим на территории, где были совершены преступления, особенно в случаях, когда преступник неизвестен или не имеет средств. В Украине ситуация такова, что когда исполнительный лист о возмещении направляется в места лишения свободы, потерпевшим отсчитываются крайне малые средства. Поэтому, если у преступника нет средств, ответственность на себе должно брать государство, которое не обеспечило безопасность потерпевшего.
Конвенция была подписана в 2005 году, но для ратификации должен был быть разработан законопроект об имплементации (что есть в Плане действий). Разработанный Минюстом законопроект Минфин не согласовывает, по-видимому, из-за заложенных в нем расходов. Если считать по максимуму, то компенсации составят 110 млн грн, а в среднем - 59 млн грн. В. Човган считает, что суммы компенсаций, предусмотренные в проекте, должны быть повышены, так как компенсация, не превышающая 5 прожиточных минимумов - это крайне мало. То, как государство относится к потерпевшим, показывает как оно функционирует, поэтому была предложена градация, зависящая от тяжести преступления: 10 минимальных заработных плат за преступление средней тяжести, 20 МЗП - за тяжелые и 30 МЗП - в случае смерти. Также должно быть предусмотрено возмещение расходов не только на лечение, но и на психологическую поддержку и на другие аспекты восстановления. В. Човган отметил, что государство лишь транслирует проблему, существующую в обществе, - ненадлежащее отношение к правам потерпевшего.
В свою очередь, Иван Юрчик, эксперт Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов рассказал о защите прав, в частности, преступников. Отчет касается отдельных аспектов обеспечения эффективного расследования преступлений, связанных с пытками.
Проблемы возникли уже на стадии создания Государственного бюро расследований. Больше года продолжается отбор кандидатов. В работе комиссии зафиксированы нарушения законодательства, из-за чего результат отбора может быть поставлен под сомнение. Как отметил И. Юрчик, запуск преднамеренно отодвигается на неопределенное время. Так, появляются проекты о расширении полномочий, которые ломают идею расследования именно насильственных преступлений, совершенных правоохранителями. Ведь штат был рассчитан именно на расследование насильственных преступлений. Кроме того, не предусмотрены средства на осуществление проверки на полиграфе. Таким образом, процессу противодействуют с разных точек. Запуск усложнен еще и в связи с необходимостью конкурсного набора штата бюро, ведь после отбора 19 человек орган не заработает. Также усовершенствования требует процедура дисциплинарного расследования с участием жалобщиков. И. Юрчик указал на закрытость разработанных законопроектов, поэтому трудно говорить о состоянии выполнения Плана действий. К разработке не была привлечена общественность, хотя должна бы.
Еще один аспект защиты прав человека касается расследования преступлений в зоне проведения антитеррористической операции, о работе над усовершенствованием которого рассказала Алина Павлюк, юрист Центра стратегических дел УХСПЧ. Вооруженный конфликт на востоке Украины длится уже более трех лет, убито более 9,8 тыс. лиц, около 23 тысяч ранено и 1,8 млн человек стали вынужденными переселенцами. В связи с этим чрезвычайной актуальности приобрела проблема обеспечения права на жизнь.
Проведенное экспертами УХПЧ исследование состояния расследования убийств и исчезновений в зоне АТО показало существование ряда системных проблем: неурегулированность подследственности; отсутствие контакта между следователем и потерпевшим; закрытие уголовного производства в связи с отсутствием события уголовного правонарушения в случае подтверждения совпадения ДНК-профилей (не производится установление обстоятельств гибели по открытому как умышленное убийство делу).
Кроме того, из-за отсутствия на государственном уровне правовой квалификации международного вооруженного конфликта и статуса его участников, органами следствия предоставляется разная квалификация идентичным деяниям - совершенных преступлений против основ национальной безопасности, против жизни и здоровья лица или преступлений террористической направленности. При этом до сих пор не начата деятельность Межведомственной комиссии по вопросам применения и реализации норм международного гуманитарного права в Украине, которая должна координировать действия органов исполнительной власти по вопросам применения и реализации МГП.
Таким образом, есть позитивные сдвиги по выполнению Плана: определена процедура подачи конституционной жалобы; развивается система БПП; созданы правовые основы деятельности Государственного бюро расследований; разработан Дисциплинарный устав Нацполиции; создана комиссия по координации применения МГП.
Вместе с тем, правозащитники рекомендуют органам исполнительной власти проводить информационные кампании и ускорить начатые процессы как по созданию ГБР, так и по имплементации Конвенции. Рекомендации представлены в отчете.
Марина Ясинская
Публикация от 7 сентября, 2017 р.
|