Наша сторінка на Facebook Наша сторінка у Twitter Наш канал Youtube
подписка на новости
Email
подписаться
отписаться

Quicks:Креативное мобыльное приложение для видеомонтажа
Мобильное приложение Slibe для вэб-дизайнеров
Газета Нова Доба - издание о Киеве и столичной области

 

 НОВОСТИ


Вакцинация и права человека

17 августа, 2021 р.

    Масштабная кампания по вакцинации населения от новой коронавирусной инфекции стала для большинства государств историческим экзаменом на приверженность принципам прав человека. Перед правительствами стран (по крайней мере перед демократическими и развитыми) встали вопросы:
    
    — допустимо ли вакцинировать принудительно?
    
    
    — если вакцинировать принудительно недопустимо, то допустимо ли ограничивать невакцинированных в некоторых правах и свободах? Или, наоборот, давать привилегии вакцинированным?
    
    Практически во всех странах сформировалась достаточно большая прослойка населения (по подсчетам, от 10 до 20%) так называемых "антиваксеров" — людей, по разным причинам не желающих делать прививку от коронавируса. Они взяли на вооружение посыл: права человека абсолютны, и выше их нет ничего. На мой взгляд, это ложный посыл и иллюзия. Права человека в обществе не абсолютны. Они абсолютны только, если человек живет на необитаемом острове.
    
    Вопрос соотношения прав отдельного человека и общества волнует человечество уже много веков. Впервые оно было внятно зафиксировано и оформлено после Великой Французской революции в “Декларации прав человека и гражданина” в статье 4: “Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом”.
    В 1948 году ООН приняла “Всеобщую Декларацию прав человека”, где в статье 3 было заявлено: “Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность”. Все прекрасно помнят эту статью и всегда на нее ссылаются. Но при этом забывают другую статью того же документа: статью 29, п. 1: “Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности”.
    
    Никто не отрицает, что на данный момент мир находится в условиях пандемии коронавируса. Количество зараженных на середину августа 2021 перевалило за сотни миллионов, а умерших — более 4 миллиона. Это явно заниженные цифры, потому что авторитарные страны эти цифры занижают, а в отсталых странах Африки их вообще собрать невозможно. Большинство понимает, что коронавирус — не грипп и легкая простуда, а тяжелое заболевание с серьезными до конца не изученными последствиями для здоровья и с высоким летальным исходом. Большинство экспертов однозначно утверждают, что поставить коронавирус под контроль можно только с помощью вакцинации. Поставить под контроль, а не уничтожить. Вполне возможно, что коронавирус с нами навсегда и нам придется делать периодические прививки, как мы делаем их против гриппа и других заразных болезней. Поставить под контроль — это значит опустить параметр заражаемости — индекс репродукции R ниже 1 (каждый инфицированный заражает менее одного человека). Пока уровень вакцинации ниже порогового значения, вирусу “есть где разгуляться”, и он будет генерировать новые мутации, каждая более заразная и смертоносная, чем предыдущие, и R будет больше 1.
    
    С другой стороны, население вправе опасаться и долговременных последствий вакцинации (кратковременные последствия за полгода использование вакцин уже достаточно хорошо изучены и в 99% случаев незначительны). Для изучения долговременных последствий вакцин нужны годы, а за эти годы в условиях пандемии вымрет сотни миллионов человек, от локдаунов остановится мировая экономика и разорятся целые отрасли, например такие, как туризм и коммерческое авиасообщение. Причем чтобы понять статистически долговременные последствия вакцин, нужно вакцинироваться. Парадокс. "Антиваксеры" говорят — пусть все вакцинируются, а мы пока посмотрим. Но если их процент будет высок (10-20%) —пандемию не остановить. То есть вакцинация — в интересах общества.
    
    Понятно, что принудительная вакцинация невозможна, поскольку это противоречит и базовым законам демократических стран, и идет вразрез с основами врачебной этики, требующей информированного согласия пациента на любое медицинское вмешательство. Поэтому споры идут в основном вокруг ущемления прав невакцинированных.
    
    Во всех демократических странах прошла волна судов граждан — противников вакцинации против правительств и работодателей, принуждающих к вакцинации и ограничивающих права невакцинированных. Прошли такие суды и в Израиле. Насколько мне известно, все суды "антиваксерами" были проиграны и в Израиле, и в Европе, и в США. Недавно Европейский суд по правам человека вынес окончательное решение: в демократическом государстве личные интересы гражданина не могут стоять выше его ответственности перед обществом. Было также заявлено, что Европейская конвенция по правам человека не гарантирует абсолютную свободу, кроме свободы против пыток: "Должно быть соблюдение баланса между учетом общественной безопасности и незыблемыми гарантиями".
    
    Применительно к ограничению прав граждан, не привитых от коронавируса, были приняты такие решения: работодатели и государство имеют право требовать от них результатов периодических тестов на наличие вируса и ограничивать некоторые права таких граждан в случае отказа. Например, право на предоставление работы и право посещать общественные места.
    
    По преданию, спор о личных правах был разрешен еще в XII веке в Париже. В суде обсуждалось дело о том, что парламентарий, размахивая руками в разговоре, задел нос соседа. Сосед подал на него в суд. Парламентарий, размахивавший руками, сказал: "Я имею право размахивать руками!" Суд вынес решение: "Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается свобода чужого носа".
    
    Вакцинация является добровольной. Но при этом добровольная вакцинация является условием существования каждого свободного человека в обществе для того, чтобы обезопасить общество от риска быть зараженным. Потому что у общества тоже есть права — не быть рядом с источником повышенного инфекционного риска и генератором мутаций.
    
    Источник: "РеЛевант"


В какой из 15 стран, которые раньше входили в состав СССР, права человека нарушаются системно?
Азербайджан
Армения
Белорусь
Грузия
Казахстан
Кыргызстан
Латвия
Литва
Молдова
Россия
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Украина
Эстония


При поддержке фонда Евразия При финансовой поддержке фонда "Евразия"