Наша сторінка на Facebook Наша сторінка у Twitter Наш канал Youtube
подписка на новости
Email
подписаться
отписаться

Благотворительный фонд Интегро
Фонд Страна Добрых дел
Газета Нова Доба - издание о Киеве и столичной области
Парламентский клуб НПО
Украинский Хельсинский союз по правам человека
Портал Общественное пространство

 

 НОВОСТИ


Политически мотивированные преследования, ограничения свобод. Казахстан в докладе Госдепа США

26 апреля, 2022 р.

    В Казахстане продолжается практика «незаконных или произвольных убийств, совершённых властями или от их имени»; есть преследования по политическим мотивам и политические заключенные; пытки в тюрьмах по-прежнему остаются безнаказанными; свобода слова и СМИ, свобода мирных собраний ограничиваются, как и право на участие в политической жизни; во властных коридорах распространена коррупция. Эти и другие существенные проблемы были отмечены в докладе Государственного департамента США о ситуации с правами человека в мире в 2021 году.
    
    ПЫТКИ И НЕЗАКОННЫЕ УБИЙСТВА
    
    Видение ситуации с правами человека в Казахстане Госдеп изложил на 51 странице, подробно описав зафиксированные в стране нарушения и злоупотребления.
    
    Американское ведомство приводит несколько сообщений о незаконных убийствах от рук представителей власти. Одним из резонансных инцидентов стала гибель 43-летнего кызылордынца Бауыржана Ажибаева: полицейские применили силу, пытаясь подчинить водителя остановленной ими машины, автовладелец требовал предъявить основания для остановки транспортного средства, в результате чего мужчина умер до приезда скорой помощи. Через два года, в 2021-м, трибунал приговорил четырех сотрудников милиции к тюремным срокам.
    
    В декабре прошедшего года в милиции Шымкента скончался 30-летний Нурболат Жумабаев, задержанный по подозрению в угоне автомашины. Его родственники сообщили, что он был жестоко избит. Расследование по этому делу продолжается.
    
    Госдеп обращает внимание также на итоги судебного разбирательства по делу об убийстве в 2019 году в Карагандинской области активиста Галы Бактыбаева. В прошедшем году трибунал оправдал четырех человек. Виновных в убийстве де-юре нет (в настоящее время в суде повторно рассматривают дело, судья запретил журналистам писать о процессе).
    
    Пытки в казахстанских тюрьмах – распространенное и безнаказанное явление, отмечают авторы доклада. Сотрудники тюрем очень редко привлекаются к ответственности за жестокое обращение с заключенными. Условия содержания за решеткой Госдеп называет «суровыми, а порой и опасными для жизни», сообщая, что помещения не соответствуют международным санитарным стандартам. Пандемия коронавируса усугубила и без того неважные санитарно-гигиенические условия в местах лишения свободы, где хронически не хватает медицинского персонала.
    
    Законодательство Казахстана запрещает произвольные аресты и задержания, но такие случаи имеют место, заключили документы. Они приводят в пример кеттлинг — прием, который употребляет полиция, удерживая участников не согласованных с властями протестов в тесном кольце. 10 января 2021 года, в день парламентских выборов, в Алматы полицейские в течение многих часов держали в окружении группу протестовавших, оставив их возможности даже оказать нужду.
    
    Правозащитники осудили использование кеттлинга как форму незаконного задержания и нарушение права человека на свободное передвижение. Некоторые активисты подали жалобы в прокуратуру Алматы, однако прокуратура не нашла в действиях полиции злоупотреблений», — говорится в докладе.
    
    Власти Казахстана задерживают оппонентов и критиков, порой за незначительные нарушения, например, за участие в несанкционированных акциях, подвергая их штрафам и арестам, отмечает Госдеп, добавляя, что в местах проведения таких собраний полиция задерживала и случайных прохожих.
    
    Правозащитный альянс «Тирек» составляет список политзаключенных, в котором сейчас больше десятка имен. В докладе Госдепа говорится, что в 2021 году из тюрьмы вышел поэт и диссидент Арон Атабек, который находился под стражей более 15 лет из назначенных ему судом 18. Здоровье Атабека было подорвано, его выпустили в связи с неизлечимой болезнью. Через восемь недель он погиб.
    
    Сейчас значительная часть списка политзаключенных – люди, осужденные по обвинениям в причастности к движениям «Демократический выбор Казахстана» и «Кеше партиясы». В Казахстане эти организации признаны судом "экстремистскими" (судовые решения не опубликованы), в резолюциях Европарламента они названы "мирной оппозицией". В октябре суд Алматы вынес приговор 13 активистам, которых обвинили в участии в этих движениях, четыре человека были приговорены к пяти годам тюрьмы каждый, остальные получили ограничение свободы.
    
    В стране нет независимой судебной власти, пишут авторы доклада. Эта ветвь власти зависит от исполнительной, констатируют они. Судьи находятся под влиянием чиновников, коррупция распространена в судах.
    
    Сообщения о коррупции в Казахстане многочисленны, утверждают авторы доклада, но антикоррупционное законодательство применяется избирательно и неэффективно.
    
    СВОБОДА СЛОВА И СМИ
    В июле СМИ сообщили, что официальные лица, журналисты, активисты и бизнесмены оказались в списке мышеней киберслежки с использованием шпионского программного обеспечения Pegasus, которое разработала израильская фирма. Два упомянутых в списке журналиста и международные правозащитники назвали слежку за нарушением прав человека. Даурен Абаев в ответ на публикацию об утечке информации об использовании Pegasus сказал: «Нам дали довольно интригующую информацию без каких-либо доказательств и просто предлагают нам поверить в это».
    
    Правительство Казахстана ограничивает людей в способности критиковать управление страны. Законодательство запрещает «посягательство на честь и достоинство» первого президента, действующего президента. Кроме того, Уголовный кодекс предусматривает наказание за «распространение заведомо ложной информации», эта статья применяется по отношению к политическим активистам.
    
    10 января члены избирательных комиссий отказывали журналистам в доступе на участки для голосования.
    
    Сами выборы, как и все предыдущие выборы президента и депутатов парламента, не были признаны наблюдателями Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе свободными и справедливыми. По итогам прошлогодних выборов в мажилис прошли те же три партии, которые уже были там. Независимые наблюдатели сообщили о множестве нарушений. Согласно отчету ОБСЕ, проблемы вышли за рамки самого дня голосования: «в предшествовавшие годы некоторые оппозиционные партии были либо запрещены, либо маргинализированы посредством ограничительного законодательства или уголовного преследования, а вероятность регистрации новых политических партий существенно ограничена законом».
    
    Свобода прессы ограничена, говорят в Госдепе. В докладе упоминают случай с требованием министерства информации и общественного развития в СМИ удалить публикации об испорченном мурале с изображением первого президента Нурсултана Назарбаева в Алматы. Министерство напомнило о статье в уголовном кодексе, запрещающей «публичное оскорбление и другое посягательство в честь и достоинство» экс-президента, а также «осквернение» его изображений. Интернет-издание The Village отказалось удалять публикацию, но размыло изображение мурала на своем сайте.
    
    Многие частные газеты и телеканалы в Казахстане зависят от размещения государственного заказа, пишут в докладе. Компании, предположительно контролируемые членами семьи или приближёнными Назарбаевым, обладают многими СМИ. По мнению медиаэкспертов, властям полностью или частно принадлежит большинство общенациональных каналов.
    
    КАЗАХИ ИЗ СИНЬЦЗЯНА: ЗАДЕРЖАНИЯ УЧАСТНИКОВ ПИКЕТА
    
    Государственный департамент отдельно останавливается на проблемах казахов из Синьцзяна. Ведомство пишет о группе людей, которые с февраля прошлого года пикетируют консульство Китая в Алматы, требуя предоставить информацию о местонахождении своих родственников в Синьцзяне. В сентябре они протестовали перед китайским посольством в Нур-Султане. Никто из китайских дипломатов к ним не вышел.
    Казахстанские полицейские не один раз задерживали протестующих, штрафовали их, несколько участников пикетов помещались под административный арест.
    
    21 января бежавшие от репрессий в Синьцзяне казахи Мурагера Алимулы и Кайша Акан подверглись нападениям со стороны неизвестных. На Алимулы напали в пригороде столицы, на Акан - в Алматы. Сообщений о поимке подозреваемых нет. Алимулы и Акан — два из четырех казахов из Китая, которые бежали в Казахстан и после судов по обвинениям в незаконном пересечении границы получили убежище. Им не предоставили гражданство.
    
    Казахи родом из Китая проводят пикет в консульствах этой страны в Алматы, требуя освободить их близких, которые находятся под стражей в Синьцзяне или которым препятствуют в выезде в Казахстан.
    Закон запрещает дискриминацию людей с ограничениями здоровья при трудоустройстве, получении образования, доступе к здравоохранению и при предоставлении других услуг, но дискриминация есть, говорится в докладе. Правительство предприняло шаги по устранению некоторых барьеров, но неправительственные организации отмечают неэффективную реализацию некоторых государственных программ для инвалидов. По закону работодатель должен выделять три процента рабочих мест для людей с инвалидностью, но не всегда эта норма соблюдается. Лица с ограничениями здоровья сталкиваются с трудностями при интеграции в общество и поиске работы.
    
    Дискриминации подвергаются представители ЛБГТ-сообщества, пишут в докладе. В документе приводится информация о сорванных правозащитных встречах активисток группы Feminita в Караганде и Шымкенте. Толпа агрессивно настроенных мужчин требовала прекратить мероприятия, угрожая расправой. Активистки Feminita Гульзада Сержан и Жанар Секербаева сообщали, что в обоих случаях полиция вывела их из арендованного ими помещения для частных встреч как для того, чтобы защитить их от дальнейшего насилия.


В какой из 15 стран, которые раньше входили в состав СССР, права человека нарушаются системно?
Азербайджан
Армения
Белорусь
Грузия
Казахстан
Кыргызстан
Латвия
Литва
Молдова
Россия
Таджикистан
Туркменистан
Узбекистан
Украина
Эстония


При поддержке фонда Евразия При финансовой поддержке фонда "Евразия"

 Self-organization of population Institute