США: 800 тайных рейсов ЦРУ в Европу и обратно
8 декабря, 2005 р.
«Международной Амнистии» стало известно, что шесть самолетов, используемых ЦРУ для тайной перевозки задержанных, произвели
приблизительно 800 полетов в воздушном пространстве Европы, осуществив 50 посадок в аэропорту Шэннон в Ирландии.
Данная информация противоречит заверениям, данным на прошлой неделе Министру иностранных дел Ирландии Дермоту Ахэрну Госсекретарем
США Кондолизой Райс. Госпожа Райс тогда утверждала, что аэропорт Шэннон не использовался в «неподобающих» целях или в качестве
транзитного пункта для перемещения подозреваемых в террористической деятельности.
«Международная Амнистия» также отвергла заявления Госсекретаря США, сделанные ею в ходе начала турне по четырем европейским
странам. В сделанном сегодня заявлении госпожа Райс доказывала, что тайная перевозка — перемещение задержанных из одной страны в
другую без решения суда — допустима по международному праву. Госпожа Райс также добавила, что американское правительство требует
гарантий по обращению с задержанными от принимающих государств — хотя жертвы тайных перевозок в результате обычно оказываются в
странах, известных применением пыток при допросах.
«Тайная перевозка задержанных по воздуху в страны, где им могут угрожать пытки или иное жестокое обращение, является прямым и
недвусмысленным нарушением международного права, вне зависимости от наличия или отсутствия так называемых «дипломатических
гарантий». Эти гарантии бессмысленны. Страны, известные систематическим применением пыток, постоянно отрицают существование таких
методов» — заявил Клаудио Кордоне, Старший директор отдела региональных программ «Международной Амнистии».
«Международная Амнистия» получила полетные записи шести зафрахтованных ЦРУ самолетов на период с сентября 2001 года по сентябрь
2005 года. Согласно данным Федерального управления авиации США, за этот период эти самолеты 50 раз приземлялись и 35 раз взлетали из
Шэннона, некоторые рейсы предположительно были секретными. Хотя аэропорт Шэннон используется вооруженными силами США для остановки
для дозаправки топливом, ни один из этих самолетов не был военно-транспортным самолетом. Всего за указанный период эти шесть
самолетов сделали приблизительно 800 полетов с взлетом или приземлением в Европе.
В числе этих самолетов:
«Боинг-737-7ET», бортовой номер N313P (впоследствии измененный на N4476S). Самый большой из шести самолетов, на 32 посадочных
места, принадлежит «Premier Executive Transport Services» — подставной компании ЦРУ, которая также владеет бортом N379P. N313P часто
был замечен на территории американских военных баз, включая базу в Афганистане.
«Гольфстрим-5», бортовой номер N379P (впоследствии измененный на N8068V, а затем на N44982). Этот самолет совершил больше 50-ти
рейсов в американский центр для содержания под стражей задержанных на базе в заливе Гуантанамо, прозванный «Экспресс Гуантанамо». Он
также использовался ЦРУ для тайной перевозки Ахмеда Агиза и Мохаммеда аль-Зари из Швеции в Египет.
«Гольфстрим-3», бортовой номер N829MG (впоследствии измененный на N259SK). Этот самолет перевозил обладающего двойным (сирийским и
канадским) гражданством Махера Арара из США в Сирию, где он 13 месяцев находился в заключении без предъявления обвинений, в течение
этого времени его пытали. Он был освобожден в октябре 2003 года.
«Гольфстрим-4», бортовой номер N85VM (впоследствии измененный на N227SV). Самолет, на котором в Египет из Германии — после
похищения в Италии — перевозили Абу Омара, после чего самолет отправился в Шэннон. В бортовом журнале самолета также содержатся
записи о полетах в Афганистан, Марокко, Дубаи, Иорданию, Италию, Японию, Швейцарию, Азербайджан и Чехию.
«Международная Амнистия» публикует данную информацию в ответ на заявление Министра иностранных дел Ирландии Дермота Ахэрна. На
прошлой неделе в четверг, в ответ на вопрос об использовании самолетами ЦРУ аэропорта Шэннон, министр сказал: «Если хоть кто-то
располагает какими-либо доказательствами любого из этих полетов — пожалуйста, поставьте меня в известность, и я немедленно отдам
распоряжение о расследовании». К примеру, 17 февраля 2003 года «Гольфстрим-4», бортовой номер N85VM, перевез Абу Омара от базы
Раммштайн в Германии до Каира, затем развернулся и вылетел в Шэннон прибытием в 05ч. 52мин. 18-го февраля.
Последние данные подтверждаются и другими постоянными и заслуживающими доверия сообщениями средств массовой информации и
неправительственных организаций о том, что зафрахтованные ЦРУ рейсы используются для тайной перевозки задержанных. «Международная
Амнистия» располагает данными бортовых журналов лишь шести самолетов, в то время как ЦРУ, по сообщениям, использовало до 30-ти
арендованных самолетов.
Европейские страны давали этим самолетам разрешение на посадку, заправку горючим и взлет с их территории. В соответствии с нормами
международного права, все государства должны сотрудничать между собой для искоренения любых серьезных нарушений запрета на пытки и
других императивных норм международного права. Они также должны воздерживаться от оказания помощи и содействия тем государствам, где
практикуются подобные нарушения.
«Международная Амнистия» призывает все страны Европы незамедлительно и тщательно расследовать утверждения о том, что их территории
использовалась для содействия зафрахтованным ЦРУ рейсам в тайной транспортировке задержанных в страны, где им могло угрожать
«исчезновение», либо пытки, или иное жестокое обращение. В ожидании результатов этого расследования все государства должны дать
гарантии, что их территория и производственные мощности не используются для помощи рейсам, осуществляющим тайную транспортировку
задержанных.
«Международная Амнистия» призывает все государства-члены Совета Европы оказывать всестороннее содействие проводимому Парламентской
ассамблеей Совета Европы расследованию утверждений о тайных тюрьмах, и предоставить, согласно просьбе Генерального секретаря Совета
Европы, полную информацию о внутригосударственных правовых нормах и обычаях, действующих в их странах и касающихся тайных рейсов по
транспортировке задержанных.
|